Спустя пять дней после гибели подлодки К-159 в Баренцевом море выясняются новые данные о катастрофе. Вопреки официальным сообщениям, причиной затопления субмарины стал не шторм, а течь на подлодке, передает NEWSru.com. Экипаж К-159 пытался предотвратить катастрофу и даже просил разрешения направить субмарину в более мелкие воды у близлежащего острова, что могло спасти жизни моряков. Но такого разрешения дано не было.
Это сообщил в интервью AFP высокопоставленный источник в руководстве военно-морского флота, который говорил на условиях анонимности, сообщает SpaceWar.
Согласно официальной версии, К-159 затонула во время шторма в ночь на 30 августа. Из-за сильного волнения на море понтоны, с помощью которого подлодка буксировалась к месту утилизации, оборвались и субмарина пошла ко дну.
Однако военный источник AFP заявил, что незадолго до катастрофы командир судна Сергей Лаппа передал радиосообщение о том, что в подлодке обнаружена течь.
Сергей Лаппа, по словам источника, «передал радиообращение к буксирующему судну, сообщив, что обнаружена течь в задней части субмарины, в девятом отсеке, в районе винта К-159».
Моряки пытались перекрыть отсек, однако «вода продолжала заполнять подлодку».
После этого они предприняли попытку закачать последние запасы сжатого воздуха в восьмой отсек, для того, чтобы создать «воздушную подушку».
Однако и эта попытка закончилась безрезультатно. Тогда командир Сергей Лаппа попросил дать разрешение направить субмарину к острову Кильдин, рядом с которым проходил курс К-159, где глубина была значительно меньше.
Когда передавалось это сообщение, положение подлодки было достаточно стабильно - она все еще держалась на воде.
Однако командование на буксире отвергло предложение экипажа подлодки. Подводники получили приказ продолжать пытаться сохранить подлодку на плаву до тех пор, пока прибудет помощь.
Когда восьмой и девятый отсеки были полностью затоплены водой, давление на понтоны стало слишком велико. Крепления разорвались - сначала на носу, а затем - на корме.
Спустя мгновение К-159 пошла ко дну. У подводников было всего несколько минут, чтобы спастись.
Только один из 10 членов экипажа К-159 остался в живых. Тела двух других были найдены в ледяной воде, поиски 7 других все еще продолжаются. Как предполагают, их тела остались зажатыми внутри затонувшей подлодки.
Спустя несколько часов после катастрофы министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что причиной гибели К-159 стала халатность при осуществлении операции.
Гибель К-159 заставляет провести печальные аналогии с катастрофой атомной подлодки «Курск», которая затонула в том же районе 3 года назад, унеся жизни 118 моряков.
Официальные сообщения о том, что в ночь, когда К-159 затонула, на Баренцевом море был сильный шторм, не соответствуют действительности. Об этом в интервью «Новой газете» заявил военный эксперт Павел Фельгенгауэр. По его словам, начальник пресс-службы Северного флота Игорь Дыгало объявил штормом волнение моря силой три балла при силе ветра 2-5 м/с. «При таком волнении вообще-то можно купаться», - сказал эксперт.
В 70-80 годы существовала практика затопления подлодок. Военные знали, что переправлять К-159 на понтонах - значит провоцировать ЧП.
Решение переправлять списанные подлодки к месту утилизации с помощью понтонов было принято военным руководством из соображений экономии. Об этом заявляют специалисты, непосредственно связанные с утилизацией АПЛ, мнение которых приводит «Российская газета».
Исключение не было сделано и для К-159, хотя как руководству флота, так и экологам было известно, что «цистерны главного балласта N1, 3, 4, 5, 9, 13 (правый борт) и 2, 8 (левый борт) негерметичны», пишет газета.
Как считают эксперты, выводить в море такую субмарину - значит сознательно провоцировать ЧП. Ведь нельзя же заподозрить военное руководство в том, что оно решило возобновить советскую практику, которая существовала в 70-80 годах. Тогда радиоактивные отходы, аварийные реакторы и реакторные отсеки просто затапливали в морях - Баренцевом, Карском, Охотском, Японском.
Так, в 1984 году у восточного побережья Новой Земли была затоплена аварийная атомная подлодка К-27 с двумя экспериментальными реакторами, в которых был применен жидкометаллический теплоноситель. Тогда военные сочли, что лучшим саркофагом для аварийных реакторов лодки будет она сама.
Два десятилетия спустя официальные власти также говорят, что затонувшая у острова Кильдин субмарина никакой опасности не представляет. Подобные заявления делаются несмотря на то, что на лодке находятся два реактора, заполненных ядерным топливом.
Эксперты обращают внимание на то, их готовили к выгрузке, а не затоплению, как это было в случае с К-27 и другими аварийными реакторами.
То обстоятельство, что из реакторов К-159 активные зоны не выгружены, флотские специалисты в течение двух суток официально не подтверждали, ограничиваясь уклончивыми формулировками типа «реакторы переведены в безопасное состояние».
Только к середине дня в понедельник об этом заявил заместитель министра РФ по атомной энергии Сергей Антипов.
Как отмечают эксперты, реакторы на подлодках этого проекта могут содержать от 800 кг до тонны облученного ядерного топлива, а его совокупная активность превышает 4 млн кюри. По мнению экспертов, говорить о безопасности субмарины, затонувшей в районе активного судоходства на двухсотметровой глубине, по меньшей мере преждевременно.
REGIONS.RU