Некоторые пенсионеры умудряются находить радость в жизни на Севере, тогда как другим приходится справляться с финансовыми трудностями и экономией даже на базовых продуктах. Редакция 51.RU отправилась в центр города, чтобы выяснить, сколько получают пенсионеры со всеми заработанными северными коэффициентами и полярными надбавками.
Ушла в столовую, чтобы не покупать еду
Валентина проработала 30 лет бухгалтером в протезно-ортопедическом предприятии на улице Павлова, 7. Сейчас ей 60 лет, последние десять лет она находится на пенсии, но рассказывает, что все эти годы ей приходится подрабатывать, поскольку денег от государства хватает с натяжкой.
— В этом месяце моя пенсия составила 31 680 рублей. Меня это не устраивает. Нужно подрабатывать, чтобы прожить с собакой. Живу одна с четвероногим другом. Дети у меня обеспечены. Но мы друг другу не помогаем, — рассказала Валентина.
Поначалу Валентина не подрабатывала, всё свое свободное время она ухаживала за больной матерью. После ее смерти Валентина снова вышла на работу.
— Я вынуждена была выйти на работу, учиться заново и искать новую работу. Переучилась на флориста, работала в цветочном магазине, а сейчас работаю посудомойкой. Хотя бы у меня собака сыта, и я тоже, — с глубоким вздохом поделилась наша собеседница.
Валентина признаётся, что не ходит по магазинам, чтобы обеспечить себя продуктами, специально устроившись работать в столовую, оставив профессию флориста.
— Раньше пенсии были одинаковыми, всем платили по 32 рубля. Все жили примерно одинаково. Теперь же повышение пенсии зависит от ее начального размера. Например, если у кого-то пенсия 40 000, то они получают надбавку в 7300, а у кого-то пенсия 20 000, то и надбавка меньше. Это дискриминация, — гневно высказалась Валентина.
Половина пенсии уходит на квартплату
Елене 66 лет, последние восемь лет она на пенсии. 32 года женщина проработала учителем музыки в колледже. Сейчас от государства Елена получает 29 000 рублей, но этих денег на жизнь хватает с трудом, половина уходит на оплату коммунальных услуг.
— У нас трехкомнатная квартира. Только квартплата — 15 000 со светом, с телефоном, вот это всё. Около 14 000, — рассказала Елена.
Изначально пенсия у бывшего преподавателя была 14 000 рублей, за девять лет благодаря индексации выплаты выросли до 29 000.
Елена вспоминает, что за всю свою жизнь никогда не уезжала дальше Санкт-Петербурга. На отдыхе всегда приходилось экономить.
— До Питера только ездила за всю жизнь, но мне надо было лечиться. А если ехать куда-то отдыхать, я никуда не съездила, — вспоминает Елена.
Мурманчанка живет с мужем, но их общей пенсии хватает лишь на базовые потребности. Ограничивать себя приходится и в еде. Деликатесы супруги не покупают даже на праздники, довольствуясь только самым необходимым.
На колбасу и хорошие пельмени хватает
Игорю Николаевичу 81 год, на пенсию бывший моряк не жалуется, признаёт, что всего хватает, к умеренным тратам он привык, а пенсию в Мурманске получает уже с 1997 года.
— Я получаю пенсию уже 28 лет, работал механиком на корабле, ходил в море. Проработал так больше сорока лет. Мне хватает на всё, живу я один, поэтому мне ничего и не нужно, только самое необходимое. Но, конечно, хотелось бы побольше получать, — рассказал Игорь Николаевич.
Сколько получает дедушка, не рассказал, лишь шутливо ответил, что это «военная тайна».
Игорь Николаевич признался, что может позволить себе деликатесы на те выплаты, которые заработал от государства в море, но только по праздникам. В повседневной жизни пенсионер покупает колбасу и пельмени. Однако признаётся, что всё равно старается брать подешевле, откладывая деньги для внуков на институт.
Треска и сырокопченые колбасы не по карману
Ирине 56 лет, на пенсию она вышла пару лет назад. 25 лет женщина проработала в военкомате. Сейчас от государства Ирина получает 36 000 рублей и признаёт, что этой суммы на полноценную жизнь не хватает.
— Маловато получаю, конечно. Если бы не квартплата такая большая, может, и хватило бы, потому что запросов меньше на пенсию стало б. В основном деньги уходят на питание, конечно, — рассказала Ирина.
Женщина признаётся, что мечтает сделать ремонт, но не может себе этого позволить. Одежду покупает по необходимости, от трески, сырокопченой колбасы и говядины приходится отказываться.
— Город рыбный, а рыба людям в принципе-то и недоступна. Я этого не понимаю. Я не знаю, с чем это связано. Потому что вот в 90-е годы всё сломали, а после этого оно уже так не работало, — рассуждает Ирина.
«Я немножко запас»
Юрию Витальевичу 79 лет, всю жизнь он прожил в Мурманске, 45 лет он ходил в море на буровых судах, вместе с другими моряками открывал газовые месторождения и даже поработал во Вьетнаме.
Пенсией бывший моряк доволен, государство ежемесячно платит Юрию Витальевичу 40 000 рублей.
— Я ведь один, у меня жена умерла. У меня внуки, вот еще и внукам помогаю. Хватает, то есть. Три внука. Ну, видите, я немножко запас. Если бы не было запасов, я бы, конечно, не смог бы там. А так есть немножко. Подкопил чуть-чуть, но всё-таки много ходил, — рассказал наш собеседник.
Юрий Витальевич признаётся, что непривередлив в еде, сладости не ест, вещи новые не покупает. Но вспоминает, что коллеги по морю сейчас получают под 50 000 рублей, свои десять лет стажа он потерял во Вьетнаме, когда компания не отчисляла за него налоги.
— Я во Вьетнаме работал 10 лет, а они не платили в Пенсионный фонд, соответственно, у меня эти 10 лет не пошли в стаж, — поделился Юрий Витальевич.