Экономика Кризис-2025 проблема «У людей денег нет, это не Москва»: фермеры обратились к Мишустину из-за закрытия магазинов «Светофор»

«У людей денег нет, это не Москва»: фермеры обратились к Мишустину из-за закрытия магазинов «Светофор»

Исчезновение дешевых супермаркетов грозит разорением мелким поставщикам

Донской аграрий пожаловался Мишустину на закрытие сети супермаркетов «Светофор» | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUДонской аграрий пожаловался Мишустину на закрытие сети супермаркетов «Светофор» | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU

Донской аграрий пожаловался Мишустину на закрытие сети супермаркетов «Светофор»

Источник:

Владислав Лоншаков / E1.RU

Сразу несколько компаний и предпринимателей написали обращение на имя премьер-министра Михаила Мишустина с просьбой защитить сеть супермаркетов «Светофор». Они говорят, что если магазины сети закроются, то им будет негде продавать продукцию. Среди авторов обращения есть и фермер из Ростовской области Владимир Рубашкин. В беседе с нашими коллегами из 161.RU он рассказал о трудностях мелких производителей при попытке реализовать свои товары через большие сети.

Владимир Рубашкин ведет хозяйство в Белокалитвинском районе Ростовской области уже больше 20 лет. Он сотрудничает с сетью супермаркетов «Светофор», позиционирующих себя как магазины низких цен. Рубашкин много лет поставляет этой сети кондитерские семечки подсолнечника. Их продают в магазинах по всей России.

С начала 2025 года в сети «Светофор» проходят регулярные проверки надзорных ведомств: ФАС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора. Инициатором проверок стал депутат Госдумы Сергей Лисовский. Он заявил, что проверки «Светофора» необходимы для защиты интересов покупателей и поставщиков. Надзорные ведомства отчитывались о найденных нарушениях. Вскоре появились и слухи о возможном закрытии всей сети.

Фермер Владимир Рубашкин в беседе с 161.RU отмечает, что для небольших хозяйств «Светофор» — единственная сеть, где можно реализовать свои товары. Если сеть закроется, то многим мелким производителям грозит банкротство.

«Они нас лишают работы как поставщиков. Мы работаем и так за копейки», — говорит 161.RU Рубашкин.

Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUИсточник: Владислав Лоншаков / E1.RU
Источник:

Владислав Лоншаков / E1.RU

По его словам, другие крупные сети просят делать взносы за реализацию продукции. Они могут составлять до двух миллионов рублей. Это значительная сумма для небольших хозяйств и мелких фермеров.

«Мы туда не пробьемся. Особенно с колхозом, как я. Поэтому мы остаемся без работы практически. Пускай дадут жить людям нормально. Они будут покупать в других супермаркетах, когда у них будут на это финансы», — рассуждает Рубашкин.

Бизнесмен уверен, что из-за проверок «Светофора» его поставщики несут огромные убытки. Надзорные ведомства указывают, например, что их не устраивают наклейки на продукции, маркировка и так далее. Из-за этого продукцию снимают с продажи, а бизнесмены вынуждены выезжать в отдаленные регионы, чтобы оперативно решать вопросы с товаром.

«Это просто приведет к банкротству. У нас сейчас нет возможности кредит взять, потому что кредитные ставки большие. Поэтому выживаем как можем. И то лишают нас этой работы. Если бы я находился в Москве, я бы бросил, другим бы занимался. А так как я живу в сельской местности, я только так могу работать. Люди работают, поставляют эту продукцию в „Светофор“. Там я еще могу конкурировать за счет цены. А в другие сети я не могу пробиться. Туда только большие поставщики со связями могут зайти», — говорит Владимир Рубашкин.

Он рассказывает, что недорогие магазины сети нужны жителям небольших городов и поселков.

«Потому что у людей нет денег, это же не Москва, не крупные города. Тут пенсии и заработок очень низкие», — говорит Рубашкин.

Предприниматель сетует, что его производство семечек не выдержит конкуренции с крупными аграрными гигантами и известными марками. По его словам, власти региона не оказывают достаточной поддержки местным аграриям и те буквально вынуждены выживать.

«Мы простые, обыкновенные предприниматели. В 1991 году приехал сюда на родину, в сельскую местность. Пытался выживать, детей кормить, семью кормить. Мне бояться нечего. Но если закроется [„Светофор“], то закроюсь и я. Я уже, как говорится, почти пенсионер. Мне бояться нечего, я уже 90-е годы пережил. Что мне тут бояться?» — заключает Рубашкин.

Доктор экономических наук, бывший заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия России Леонид Холод в беседе с корреспондентом 161.RU заявил, что от возможного закрытия «Светофора» сильно пострадают частные поставщики, потому что это был их единственный канал реализации продукции. Чтобы найти замену сети, у мелких производителей уйдет много времени, что повлечет финансовые убытки.

«Для поставщиков ждать какое-то время — это терять деньги. Что с ними будет? Я надеюсь, что они не вымрут как мамонты и не разорятся напрочь. Но то, что для них это означает ухудшение условий реализации, это так», — рассуждает Леонид Холод.

Эксперт говорит, что проверки надзорных ведомств регулярно проходят и в других крупных сетях супермаркетов. Сети могли штрафовать и наказывать, но никогда речь не шла об их полном закрытии.

«Если покопаться в ассортименте любого другого магазина сетевого, там тоже можно обнаружить контрафактную продукцию. Часто это не от магазина зависит», — добавляет экс-замминистра.

Леонид Холод указывает, что «Светофор» — большая сеть и не сравнится ни с каким местным рынком в регионах. Эксперт предполагает, что на открытое обращение предпринимателей к Мишустину обратят внимание.

Но при этом важно искать пути поддержки небольших хозяйств и мелких фермеров. Экономист предлагает создавать и развивать инфраструктуру сбыта и снабжения.

«Они [мелкие аграрии] не конкурентоспособны с „крупняком“. И, конечно, для них правила входа в крупные торговые сети просто неподъемные», — говорит Леонид Холод.

Он привел в пример Узбекистан, где сельхозпроизводство сосредоточено в личных подсобных хозяйствах. По его словам, там существуют структуры, которые скупают хозяйства, занимаются упаковкой, сортировкой и хранением продукции, а затем отгружают ее по всем необходимым стандартам.

Еще один путь помощи аграриям, по мнению эксперта, создание системы реализации исключительно фермерской продукции.

«Чтобы на магазине было написано, что это фермерский магазин, не для того чтобы цены повысить, а чтобы там реально могли фермеры продавать. Потому что фермеры сами по себе вообще-то заняты, они на поле, на ферме. Значит кто-то от них должен этим делом заниматься, собирать продукцию и продавать в таких магазинах, где своя конкуренция, свое качество и свои условия реализации», — отмечает Леонид Холод.

За последние пять лет в стране обанкротились и закрыли производство 35 тысяч фермеров. В Ростовской области при губернаторстве Василия Голубева стало в два раза меньше фермеров, а количество брошенных населенных пунктов выросло вдвое. Президент донской Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Александр Родин рассказал корреспонденту 161.RU, что причиной этого стала ставка на крупный бизнес, получавший приоритет при распределении господдержки.

Кризис в сельском хозяйстве привел к тому, что продажи комбайнов упали в два с половиной раза. Из-за экспортных пошлин пшеница стала нерентабельной. За последние четыре года площади под озимой пшеницей сократились на 1,8 миллиона гектаров. Фермеры годами работают с нулевой рентабельностью или в убыток. Подробнее о ситуации в сельском хозяйстве в интервью корреспонденту 161.RU рассказал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления