Семен Воробьев этим летом отправился в опасное, но увлекательное приключение — он проплыл в одиночку 1000 километров по Белому морю на каяке за 31 день. Начальной точкой отправления стал Архангельск, конечной — Мурманск. До него этот маршрут не проходил еще ни один каякер. Семен даже снял трехчасовой фильм, где собрал самые интересные моменты своего путешествия. Сам он живет в Москве, но уже давно мечтал покорить Русский Север. Путешественник ночевал в рыбацких избах и пещерах на Кольском полуострове, встретил на своем пути китов и морских свиней, и «послание» саамов. Он рассказал нашим коллегам из 29.RU, как готовился к самому сложному путешествию в своей жизни, с какими трудностями столкнулся и почему мог бы запросто не вернуться домой.
«Парень, ты не выживешь»
Семен Воробьев путешествует в одиночку уже лет семь, ходил по горам — Кавказу и Левозерским тундрам, добирался автостопом из Москвы до Мурманска. Но самая сильная страсть к покорению новых мест у него возникла, когда он впервые сел в каяк.
Кая́к — небольшая узкая гребная лодка, приводимая в движение двухлопастным веслом. Морские каяки длинные и узкие. Они предназначены для того, чтобы проплывать большие расстояния. Каякеры надевают на пояс скирт (специальную «юбку»), которая крепится за борта каяка. Это нужно, чтобы большие волны проходили по ткани и не заливались внутрь.
— Каяк — это такая штука, которую если один раз попробовать, то просто влюбляешься и понимаешь, что это очень круто. Особенно если любишь путешествия и походы. Некоторые люди, например, гоняют на велосипедах в какие-то путешествия. Это в принципе то же самое, только по воде, — рассказывает каякер.
«Каякинг — нечто большее, чем хобби. Ты можешь сесть в каяк и поплыть куда угодно, ощутив полную свободу»
В прошлом году Семен проплыл на каяке за 13 дней по Ладоге из Санкт-Петербурга до острова Валаам и обратно, преодолев более 500 километров.
А в этом году путешественник решил осилить маршрут посложнее — 1000 км по Белому морю из Архангельска до Мурманска.
— Сначала я думал на Онегу рвануть, но в конце концов понял, что Онега для меня уже будет немножко скучновата, и решил по морю. Вообще, я готовился пару лет к путешествию по одной из рек в средней полосе. Это был бы более продолжительный, но менее техничный маршрут. Потому что там никаких опасностей в принципе нет. Тебя никуда не унесет, даже если что-то случится, берег всегда рядом, пресная вода, люди. А здесь (в акватории Белого моря. — Прим. ред.) пустынная земля, там почти никто не живет, разве что изредка встречаются пограничники и военные, — делится Семен.
Путешественник стал первым, кто проплыл на каяке этот маршрут. Как он признается, именно этот факт и подогрел его интерес к этой немного безумной затее. Но когда Семен сделал анонс своего путешествия в каякерском сообществе, многие посчитали, что у него ничего не получится, а некоторые даже пророчили ему смерть.
— Одни желали мне успеха, другие говорили, что я умру, — вспоминает Семен Воробьев. — Сначала это немного напрягло, а потом я понял, что никто из этих людей там не был и сказать они на 100 процентов авторитетно не могут. Когда-то там плавали на веслах, кочах рыбацких, и это в принципе преодолимый маршрут. Но на каяке выше Поноя не плавал никто. Я видел только единственный отчет, когда ребята хотели добраться из ЗАТО «Островное» до Териберки, но их накрыл шторм, они отсиделись на берегу и теплоходом уплыли назад. В основном каякеры плавают по архангельскому берегу до деревни Нижняя Золотица и по южной части Кольского полуострова, примерно до Сосновки, но и это уже редкость.
«Неделю плыл чисто на гречке»
Семен начал свой путь 29 мая с берега Северной Двины. Каяк ему доставили транспортной компанией — по-другому лодку не перевезти, потому что она не разборная.
— Я его заранее из Москвы отправляю, жду, пока его доставят, прилетаю в этот город самолетом, забираю каяк, нахожу какую-нибудь «Газель», чтобы меня до воды довезли вместе с ним. И тогда уже сажусь и куда-нибудь плыву по маршруту. Вот такая многоходовочка, — смеется путешественник.
Помимо каякерского снаряжения, он взял с собой в путь GoPro, музыкальную колонку и телефон. Заряжал всё это солнечной батареей. Для безопасности прихватил два охотничьих ножа и ракетницу, чтобы отпугивать диких животных, например косаток или медведей.
Из продуктов Семену понадобились крупы, сублимированное мясо, сушеные колбасы, мюсли, чай и кофе, а также много шоколада и очень много сахара — целая двухлитровая бутылка. Но этих запасов ему не хватило на всё путешествие, несмотря на то что каяк был загружен по максимуму. Семену пришлось неделю сидеть на одной гречке.
— У меня была информация из интернета, что в поселке Сосновка (на Кольском полуострове) есть магазин. Как раз думал, что переплыву через горло Белого моря, заплыву в этот поселок и куплю там продуктов. В результате я приплыл, и мне местные сказали, что магазина здесь уже давно нет, им продукты на вертолете привозят раз в две недели. Какое-то время у меня еще были шоколадки и прочее, но последнюю неделю я плыл чисто на гречке, — вспоминает наш собеседник.
«Горсть крупы утром, горсть крупы вечером — сбросил 7,5 кг»
Ночевал Семен Воробьев в рыбацких избушках, ему попадались и такие, где не было ни окон, ни дверей — одна разваленная печка. Но на это путешественник не жаловался — была крыша над головой, и на том спасибо. А вот на северной части Кольского полуострова изб нет вообще, поэтому каякер спал в палатке на берегу или в пещерах.
Во время практически всего путешествия Семен был оторван от внешнего мира. В 20 километрах от Архангельска связь уже пропала, но для него это было скорее плюсом.
— Это какая-то разгрузка от всего остального мира. Прикольный был опыт, что дней 12 я не видел вообще людей, когда шел от поселка Сосновка до реки Харловки. Первый раз такое в жизни. В прошлом году, когда я плыл по Ладоге, пару дней без людей всего провел — и было уже скучно. В этот раз было иначе, мне даже понравилось.
Шторм в тундре и встреча с «чудовищем»
Одним из самых опасных моментов путешествия стала встреча с горлом Белого моря — это пролив, соединяющий архангельский и кольский берега. Рядом с самой узкой частью пролива Семен остановился, чтобы переночевать в избе. И утром заметил, как начинает ухудшаться погода. В итоге каякеру пришлось пережидать шторм почти три дня.
Путешественнику нужно было проплыть без остановки 48 км — возможности передохнуть просто не было. На это у него ушло 10 часов, хотя другие каякеры прогнозировали, что потребуются сутки. Как говорит наш собеседник, если бы он попал в шторм в горле Белого моря, это могло стоить ему жизни.
— В шторм на каяке небезопасно, можно перевернуться, и проблематично будет потом вернуть каяк в исходное положение. Но вообще это возможно, есть специальные техники: ты можешь вынырнуть прямо из-под воды, что достаточно сложно, этому нужно долго учиться. Когда человек, грубо говоря, сидит в каяке, только перевернут вниз головой в воде, и он веслом выталкивает себя и приводит в нормальное положение каяк. Второй способ: вылезти из каяка, перевернуть его и забраться по нему сзади.
Но ураган всё же застал нашего собеседника, когда он был в тундре уже на Кольском полуострове.
— Я приплыл на берег, где ничего нет, просто тундра. Утром просыпаюсь и чувствую, что ветер очень сильный поднимается. Решил, что, возможно, будет шторм. И начал строить какое-то сооружение просто вокруг палатки: повезло, что рядом были бревна. Меня это спасло, потому что к обеду еще сильнее задуло, а на следующий день ветер задул со скоростью 30 м/с.
«Если бы я не построил это укрепление, палатку могло бы разорвать»
Кстати, на Кольском полуострове Семену пришлось подстраиваться под приливы и отливы — они там довольно большие. Перед приливом нужно было каждый раз затаскивать каяк со всей провизией высоко на берег, а иногда даже на скалы. На отливе путешественник уже отправлялся дальше в плавание.
— Я выходил за 6 часов до прилива, столько же плыл, потом на максимальной точке заходил на ночевку куда-то и отдыхал до следующего отлива. То есть разбил день на два отрезка и находился примерно по 12 часов в плавании.
Следующим сложным этапом путешествия было переплыть мыс Святой Нос, где встречаются два моря: Белое и Баренцево. По словам Семена, этот мыс имеет дурную славу и окутан множеством легенд.
— Издревле ходили легенды, что там якобы живет какое-то чудовище. Но оно там, конечно же, не живет. Просто из-за течений иногда образуются всякие водовороты: заходят волны океанические, они отражаются от берега, всё это достаточно сложно — получается такая перекрестная волна. С одной стороны, она идет от моря, с другой — от берега и раскачивает судно.
Как говорит путешественник, рядом с мысом даже есть старинное кладбище утонувших поморских рыбаков. Поэтому лодочники обносили это место по берегу, не доходя до его оконечности несколько километров, и перетаскивали свои суда по земле. Но, несмотря на всю опасность, каякеру было интересно увидеть мыс своими глазами.
— Там просто нужно смотреть в оба. Вообще, на каком-то большом судне это было бы проблематичнее, а каяком гораздо легче управлять, потому что его можно повернуть. Если идет волна, нужно плыть достаточно далеко от берега, чтобы она прошла перед тобой и не обрушилась с грохотом на тебя. Ты должен повернуться носом к ней, разогнаться и перепрыгнуть через нее. По ощущениям это как просто взбираться в гору.
«Волна выглядит как двухэтажное здание, которое надвигается на тебя. Если не успеешь через нее проскочить, то шансов выжить немного»
«На воде нужно быть хорошим каякером, на суше — походником»
Семен добавил, что к путешествию он готовился как к зиме. Тренировался 6 дней в неделю, чтобы повышать выносливость: ходил в спортзал, занимался велотренировками, бегал в парке и купался в проруби зимой. Сейчас он начал подготовку к новому маршруту, который хочет пройти летом.
— Если это не доставляет какого-то удовольствия, то человек просто плюнет и забьет на это, потому что нужно вкладывать очень много усилий, чтобы проплыть столько времени. Когда ты на воде, ты должен быть хорошим каякером, когда на суше — хорошим походником и понимать, что нужно делать в той или иной ситуации, — рассказывает путешественник. — Когда я прошел мыс Святой Нос и поплыл в сторону Мурманска, там очень сильно ухудшилась погода, начались постоянные дожди. Я кидал сухие вещи в палатку, и через два часа они полностью становились влажными. Нужно было вовремя уйти, чтобы не вымокнуть до конца и не замерзнуть.
За время, которое каякер был в плавании, он встретил белух, морских свиней, тюленей и китов. А в один из дней решил погоняться за медведем.
— Это было сразу после того, как Поной проплыл. Я плыву, справа от меня — остров, а слева — материк. Медведь услышал меня метров за 150, прыгнул в воду и начал плыть к материку, оглядываясь. Я погнался за ним, догнал, чтобы снять видео. Он был очень испуган.
Но, как признается Семен Воробьев, за всё путешествие больше всего его поразила северная природа. Например, на Кольском полуострове, ближе к Мурманску, он видел древние камни и лабиринт, оставленные саамами.
— Если сам Архангельск брать, там почти такая же средняя полоса, что и в Москве. Но когда плывешь вверх, на Север, флора постепенно меняется у тебя на глазах: сначала на тайгу, а затем и на сказочный субарктический пейзаж, низкие деревца. В тундре есть места красивые, вне туристических маршрутов, где пара человек, может, раз в год бывает — и те пограничники или военные. Это очень круто, — рассказывает Семен. — Первый раз на Кольском полуострове я побывал несколько лет назад, это было зимой. Сейчас еще и архангельский берег посмотрел, еще больше влюбился в северную природу.
Если не считать снаряжения, то на все расходы для путешествия из Архангельска до Мурманска у Семена Воробьева ушло около 60 тысяч рублей, но этих денег ему не жалко, ведь гораздо важнее полученные эмоции от увиденного и пережитого. А еще путешественник преследовал благую цель — дать полезную информацию каякерам, которые в дальнейшем захотят пройти этот маршрут, чтобы они знали, к чему готовиться и физически, и морально.
В марте мы рассказывали вам еще про одного путешественника. Северодвинец Артем Тарабукин пришел на лыжах из Онеги в Северодвинск за 20 дней. С 29.RU он поделился впечатлениями от этого экспериментального похода и рассказал, что его удивило больше всего. А в апреле в Архангельскую область пришел путешественник, автор блога «Пешком по России» Андрей Шарашкин, который находится в пути вот уже три года. Мы пообщались и с ним.