Мурманская область готовит заявку на участие в конкурсе по созданию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ) в нескольких вариантах. В одну заявку включат оба берега Кольского залива, входящие в зону, в другую – Западный берег отдельно, сообщает ИА REGNUM. Конкурс по созданию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ), объявленный Минэкономразвития России, завершается 31 марта текущего года. Такие зоны – а созданы они будут впервые, аналогов в стране нет – предполагают свободный таможенный режим и систему налоговых льгот. Но эти преференции будут распространяться только на резидентов, работающих в ПОЭЗ. Чтобы стать резидентом, компания должна инвестировать значительные средства в строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры и внести обеспечение уплаты налоговых пошлин.
Как показывают подготовленные предварительные расчеты, социально-экономический эффект от создания такой структуры может быть весьма значителен для Мурманской области. По прогнозу вложенные средства окупятся к 2020 году. К этому же времени объем валового регионального продукта увеличится на 6%, занятость населения области – на 5 тысяч человек. Инвестиции во внешнюю инфраструктуру ПОЭЗ из всех источников составят 64 миллиарда рублей.
Для включения в заявку подготовлена предварительная схема расположения объектов. Минус в том, что они территориально разбросаны и не имеют общей границы, кроме водной. После серьезной проработки принято решение включить в состав ПОЭЗ Мурманский рыбный порт, который готов выступить в роли резидента, если успешно решит свои внутренние проблемы. Одной из них является наличие на Восточном берегу залива объектов Минобороны, госструктурр, которые не имеют права находиться в свободной зоне.
К нерешенным вопросам относится и невозможность осуществлять коммерческую деятельность на территории ПОЭЗ индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям, не являющимся резидентами ПОЭЗ. На рабочем совещании выяснилось, что одна из проблем может быть решена весьма оригинальным способом. По закону Мурманский морской вокзал не может находиться в особой зоне, по периметру которой осуществляется пограничный и таможенный контроль. На сегодняшний день предлагается соединить морвокзал с городом эстакадой, которая пройдет над зоной.