Бизнес Экономика Малый бизнес: производство вместо торговли

Малый бизнес: производство вместо торговли

На российском рынке кредитования малого и среднего бизнеса сложилась парадоксальная ситуация.

С одной стороны, все говорят о необходимости повысить доступность финансовых ресурсов и увеличить финансирование МСП. Это абсолютно логично в свете того, что малый и средний бизнес рассматривается как один из драйверов экономического роста на ближайшую и среднесрочную перспективу, а доступность финансирования является одним из важнейших факторов развития любого бизнеса.

С другой стороны, мы видим, что в настоящее время МСП осторожно относится к заемным средствам и само не особенно стремится наращивать кредитные портфели. Особенно это касается инвестиционных ресурсов. Банки тоже проявляют повышенную ответственность при выборе потенциальных заемщиков.

Попробуем разобраться в природе сложившейся ситуации и понять пути ее решения. Для этого давайте посмотрим, что происходило с малым и средним бизнесом и его взаимоотношениями с банковским сообществом за последние годы.

Рост кредитования малого и среднего бизнеса в период c 2010 по 2014 год составил 94%. За тот же период выручка МСП выросла лишь на 40%. Эти цифры свидетельствуют об опережающем развитии кредитования в сравнении с ростом самого бизнеса. Мы помним, что в этот период банки активно, если не сказать агрессивно, продвигали различные кредитные продукты для МСП, в том числе беззалоговые. На банковском рынке стали популярными кредитные фабрики, позволявшие банкам быстро наращивать кредитные портфели и увеличивать доходы. Сегодня стало очевидным, что зачастую в погоне за ростом кредитных портфелей многие банки увеличивали терпимость к риску, что сглаживалось бурным ростом объемов кредитования, измерявшимся двузначными цифрами. Однако все резко изменилось в 2014 году, когда кредитный портфель малого и среднего бизнеса вместо роста продемонстрировал снижение почти на 1%.

Признаки замедления кредитования появились ранее, однако резкое торможение случилось, по понятным причинам, именно в 2014 году, во второй его половине. В 2015 году основными проблемами для бизнеса явились сокращение спроса на продукцию и услуги и, как следствие, падение выручки, резкий рост стоимости кредитных ресурсов и снижение их доступности, отсутствие четких перспектив развития. В этой ситуации бизнес сосредоточился на поддержании текущей операционной деятельности, а инвестиционные проекты носили точечный характер.

Тем не менее к началу 2016 года бизнес в основном сумел адаптироваться к новым условиям и стал проявлять признаки оживления интереса к кредитованию на фоне снижения стоимости кредитов. Хотя по-прежнему этот спрос сосредоточен большей частью на краткосрочных кредитах для финансирования оборотного капитала. У банков по итогам 2015 года значительно выросла просроченная задолженность и резервы на ее покрытие, и, как следствие, банки произвели переоценку рисков, ужесточив требования к потенциальным заемщикам. Качество кредитного портфеля стало ключевым фактором для банков, работающих с МСП. И сегодня банки ищут для себя возможности роста в условиях сокращения числа качественных заемщиков.

Учитывая вышесказанное, становятся понятны причины, по которым финансирование малого и среднего бизнеса не так активно, как того хотелось бы. Текущий 2016 год не обещает быть легким, в том числе для малых и средних предприятий. В то же время дальнейшее развитие этого сегмента бизнеса мне видится в позитивном ключе и вот почему.

Позволю себе напомнить: значение малого и среднего бизнеса в экономиках разных стран огромно. Предприятия этого сегмента являются основными работодателями. Например, в Италии в малом и среднем бизнесе работает 81% занятого населения. МСП Италии производит большую долю ВВП – свыше 61%.

К сожалению, в России пока малый и средний бизнес занимает более скромное место в экономике, производя лишь 20% ВВП и обеспечивая работой лишь четверть трудоспособных граждан. Вместе с тем такие показатели отражают огромный потенциал малого и среднего бизнеса для развития всей экономики России и обеспечения занятости.

Так что же позволит МСП реализовать этот потенциал и увеличить их долю в экономике? На мой взгляд, это изменение структуры самого малого и среднего бизнеса.

В текущей ситуации важно определить, какой малый и средний бизнес в России мы хотим иметь. Сейчас более 70% МСП в нашей стране работают в трех отраслях: оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимостью и аренда. Это еще одна причина уязвимости нашего бизнеса. При любой значительной волатильности на валютном рынке и, как следствие, снижении потребительской активности населения, например, той, которая наблюдается в последнее время, предприятия этих отраслей страдают значительно. Амортизатором в подобных ситуациях могли бы стать предприятия производственного сектора, производящие продукцию и для внутреннего рынка, и для экспорта.

Однако доля производителей среди МСП в России составляет сегодня менее 10%, а случаи, когда такие предприятия являются экспортерами, единичны. В самом производственном секторе заложен большой потенциал для роста малого и среднего бизнеса. Кроме того, увеличение числа производственных предприятий несет в себе еще и синергетический эффект, позволяя развиваться смежным предприятиям – поставщикам, сервисным компаниям сегмента B2B, предприятиям торговли.

Возьмем для сравнения Италию, где находится наш материнский банк «Интеза Санпаоло». Несмотря на мощнейший сектор услуг Италии, доля промышленного сектора также значительна и составляет более 25% всего МСП. Они производят одежду, автомобильные запчасти, оборудование, мебель и многое другое. Интересный факт: знаменитая на весь мир итальянская мебель делается исключительно на малых и средних предприятиях, в этой отрасли нет ни одной мебельной фабрики, относящейся к крупному бизнесу! Большая доля продукции производится на экспорт. Такая структура малого и среднего бизнеса есть не только в Италии. В целом в странах еврозоны четверть МСП ориентирована на работу на внешние рынки.

Конечно, изменение структуры – вопрос не одного дня, и он требует усилий всех: самих предприятий, государства, банков. Но у нас нет иного пути, если мы хотим видеть бизнес сильным, развивающимся, сбалансированным и устойчивым к внешней конъюнктуре. И здесь важно помочь «малышам» в реализации этой задачи.

Михаил Назаров, член правления, директор департамента малого и среднего бизнеса «Банка Интеза»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем