Внезапный скачок цен на нефтепродукты значительно «расшатал» рынок пассажирских авиаперевозок. Сразу несколько иностранных авиакомпаний объявили о своем банкротстве, о сокращении штата сотрудников и выводе из парков большого количества воздушных судов. Особенно остро перемена отразилась на небольших низкобюджетных компаниях, в то время как лидеры отрасли – традиционные перевозчики – скрепя сердце, терпят многомиллионные убытки. Тем не менее, ирландский низкотарифный Ryanair вот уже седьмой год подряд получает прибыль, в отличие от мирового лидера American Airlines, которая с начала 2000-х терпела практически одни убытки.
Состояние российского рынка внушает не меньше опасений . После громких «августовских дел» авиаторы предрекают банкротство еще нескольких авиакомпаний в течение осени и зимы, когда будет происходить традиционное уменьшение пассажиропотока. Между тем, например, единственный российский low-cost перевозчик «Скай Экспресс» на фоне мирового авиационного кризиса и чувствует себя не хуже, чем его европейский коллега Ryanair. Несмотря на то, что руководство российского лоукостера решило в этом году снизить темпы роста, «Скай Экспресс» продолжает оставаться одним из лидирующих перевозчиков на внутренних воздушных линиях. По итогам восьми месяцев авиакомпания заняла пятое место в российском рейтинге по количеству перевезенных пассажиров. И хотя открытие новых направлений пока отложено до будущего года, в ближайшее время перевозчик планирует вводить дополнительные рейсы по уже существующим маршрутам. А в первой половине октября в парк компании должен поступить еще один – десятый – Boeing 737.
Авиакомпания не ошиблась, выбрав формат низкобюджетного авиаперевозчика. Это не только отражается на бизнесе самого «Скай экспресса», но и обеспечивает выгоду пассажирам. К примеру, компания не платит за содержание офисов и персонала собственных представительств в регионах – их у нее просто нет. Часть прибыли «Скай Экспресс» получает за счет продажи дополнительных товаров и услуг – только за первое полугодие это направление деятельности принесло компании более четырех миллионов долларов. Не ошибся перевозчик и при выборе типа самолета: Boeing 737 потребляет почти в два раза меньше топлива, чем его отечественные аналоги, что также сокращает расходы авиакомпании и позволяет предлагать пассажирам доступные цены. Билет на рейс Мурманск – Москва стоит 4500 рублей, включая топливный сбор. Кроме того, с 25 сентября по 5 октября «Скай Экспресс» проводит акцию «Бесплатные полеты до конца года!». Приобретая билеты в указанные сроки, каждый пассажир получает сертификат на бесплатный полет в любом направлении маршрутной сети перевозчика. Осуществить перелет необходимо до 25 декабря.
Такой шаг «Скай Экспресса» в условиях авиационного кризиса может показаться сумасшествием. Однако на самом деле такая яркая акция позволит привлечь на рейсы дополнительных пассажиров, увеличить показатели коммерческой загрузки в период ее традиционного сокращения и остаться в выигрыше.