В 2018 году на дорогах страны появятся новые знаки, утвержденные предварительным национальным стандартом — эксперимент над водителями продлится примерно три года. Среди нововведений есть как очевидно полезные, так и сомнительные. Но привыкать к ним лучше уже сейчас.
Уменьшение размера
Новый стандарт вводит пафосное понятие «визуальный мусор», но бороться с ним предлагает не ликвидацией уличной рекламы, а за счет уменьшения знаков. Например, диаметр круглых знаков составляет 600–1200 мм, к которым теперь добавляется еще два типоразмера — 400 и 500 мм. Последние можно использовать на дорогах с ограничением скорости 60 км/час или низким трафиком, как это делается в Европе.
Избавление от табличек
В пылу борьбы с визуальным мусором решено сократить до минимума количество табличек дополнительной информации, перенеся их контуры на сами знаки, как на иллюстрации ниже.
И вот спорный момент: парко-место для инвалида обозначено знаком «Парковка» с малозаметным трафаретом колясочника. С учетом большого штрафа (5000 рублей) и абсурдности, с которой порой расставляют такие знаки, классическая белая табличка 8.17 кажется предпочтительным вариантом.
Знак платной парковки отныне может быть выполнен в виде символа рубля, для крытых парковок придумали букву Р с «домиком», а направление парковки можно указывать на знаке белой стрелкой.
Избавились и от табличек «Способ постановки на стоянку», и, кстати, по умолчанию все автомобили должны ставиться параллельно краю проезжей части. Креативные способы вроде диагональной парковки допускаются только в случае, если разрешены знаками или разметкой (п. 12.2 ПДД).
Знаки запрета остановки и стоянки теперь можно дополнять стрелкой, указывающей направление, и располагать их параллельно, а не перпендикулярно зоне запрета.
На знаках допускается указание количества машино-мест на парковке, а еще интереснее таблички, указывающие предельную ширину запаркованного автомобиля, сезонность знака или допустимое время остановки.
Движение по полосам станет креативнее
Свобода творчества дана создателям знаков движения по полосам, которые отныне могут показывать не только стрелки прямо, направо, налево и разворот, но и фактически любые конфигурации, снабженные дополнительными знаками, вроде «Въезд запрещен» или «Уступи дорогу».
При проезде сложных перекрестков удобны знаки-фантомы, которые показывают направление движение по полосам на следующем пересечении — в отличие от классических, они выполнены на белом фоне.
Знаки «Начало полосы» приобретут более сложную конфигурацию, определяя назначение полосы, например, поворот налево, как показано на иллюстрации ниже. Также для дополнительных полос могут вводить отдельное ограничение скорости.
При слиянии полос в одну проезжую часть приоритетность может регулироваться новыми табличками, как показано ниже.
Уступи и направо
Поворот направо на запрещающий сигнал разрешит новый знак в виде зеленой стрелки около секции светофора.
Подобный маневр разрешен в ряде стран, в частности, в США, и обсуждается в России не первый год. Применять знак планируют на малонагруженных перекрестках с низким людским трафиком. Но водителям нужно иметь в виду, что уступать они должны всем: и пешеходам, пересекающим их проезжую часть, и машинам, которые едут по поперечной дороге на свой зеленый.
Борьба с хвостами
Новый знак и разметка в виде желтого перекрестья или «вафли» запретят выезд на обозначенное пересечение проезжих частей, если впереди образовался затор. Исключением будут повороты направо и налево. Зафиксируют нарушение камеры: с полицейских эту обязанность сняли.
Проезжать такие перекрестки прямо нужно будет в один присест, без остановки на обозначенной зоне из-за скопления машин за перекрестком. Не исключено, что в ряде случаев такой подход сократит пропускную способность перекрестка: при плотном трафике водителям иногда придется ждать, пока предыдущая машина полностью освободит пересечение.
Выделенка для трамваев
Несколько странный для российских реалий знак запретит езду по трамвайным путям. Рельсы зачастую отбивают желание ездить по ним безо всяких знаков.
Раньше запретить езду по укатанным в асфальт или плитку рельсам можно было с помощью разметки, которую скоро будет дублировать знак.
Диагональный ответ
В России узаконивают диагональные пешеходные переходы, которые могут быть расположены как вдоль одной диагонали, так и обеих.
Естественно, на регулируемых перекрестках запрещающий сигнал для автомобилей должен загораться одновременно для всех направлений, чтобы пешеходы могли переходить дорогу по любой траектории.
Такая практика оправдана в больших городах на крайне нагруженных пешеходных переходах, например, ее активно применяют в Токио. Насколько она приживется в России — большой вопрос, потому что время очистки перекрестка от «броуновских пешеходов» может оказаться куда выше расчетного.
Постепенно внедрение
Часть изменений уже внесена в ПДД, но еще не вступила в силу, например, постановление Правительства РФ узаконивает разметку-вафлю и знак. Применять их можно будет только с конца апреля 2018 года.
Другие изменения еще в принципе не внесены в правила, скажем, разрешение поворота направо на красный (при наличии знака). Поэтому даже если какой-то из муниципалитетов поспешит установить такой знак, поворачивать направо нужно по старым правилам.
Фото: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии