Зачем они нужны? Что и как регулируют? Обязательны для исполнения или нет? У водителей достаточно смутные представления о регламентах и стандартах. Постараюсь скучный материал изложить наиболее простым языком с практическими примерами, а «на закуску» оставлю парочку интересных моментов с пешеходным переходом.
Технические регламенты в Российской Федерации имеют статус законов. Выполнение их требований обязательно.
Стандарты предназначены для добровольного соблюдения. Хотя есть и оговорки.
Для водителей интерес представляют три технических регламента.
Первый – технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем прописаны требования ко всем колесным транспортным средствам при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации, в том числе и на территории России.
Требования безопасности выполняются путем соблюдения перечисленных в регламенте Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил и собственно положений регламента.
Например, в регламенте приведены требования к детским удерживающим устройствам путем указания ссылки на Правила ЕЭК ООН №44-04 (ссылка). Или, например, в регламенте сказано, что светопропускание передних стекол должно быть не менее 70%.
Второй – технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». К нему прилагается список стандартов и строительных норм и правил (СНиП), обязательных для исполнения. Так как дорога подходит под определение «сооружение», то в список входят требования к дорогам и к прилегающим территориям.
Например, в перечне упоминаются СНиП на доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения и СНиП на стоянки автомобилей. Соответственно, выполнение требований этих СНиПов обязательно, и на их основе можно понять, где на стоянке проходят границы парковочного места для инвалидов (ссылка).
Третий – технический регламент «Безопасность автомобильных дорог». Он устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
Например, в нем прописаны требования к техническим средствам организации движения, в том числе к знакам, разметке, светофорам и т.д. К документу прилагается «Перечень стандартов», выполнение которых на добровольной основе обеспечивает выполнение требований регламента.
Получается, что наши ГОСТы на знаки, разметку и светофоры, на которые ссылаются ПДД и которые зубрили в автошколе, применяются добровольно? Да, добровольно. Тогда получается, что дорожники и ГАИ могут ставить любые знаки, наносить любую разметку, ставить любые светофоры??? Да, могут. Но есть две оговорки:
если стандарты входят в указанный «Перечень стандартов» и дорожные службы вместе с надзором и ГАИ выполняют их требования, то они автоматически выполняют и требования технического регламента;
если дорожники с инспекторами берут какой-нибудь «левый» документ, например, пишут какой-нибудь ведомственный стандарт, то исполнение «левого стандарта» необходимо подкрепить дополнительными доказательствами, что требования технического регламента все-таки выполняются.
То есть если установлен знак по ГОСТу из «Перечня стандартов», то больше никаких вопросов не последует. Если дорожники воткнули произвольный знак в произвольном месте согласно самописной бумажке, то надзор обязан затребовать дополнительные доказательства, что знак соответствует техническому регламенту.
Возникает естественный вопрос: какая польза простым водителям от всех этих мутных технических регламентов, добровольно-принудительных ГОСТов и каких-то перечней? Польза в маленькой ссылочке в законе «О безопасности дорожного движения», что одним из основных принципов обеспечения безопасности является «…приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении».
Перевожу с русского на русский: пока на дороге бардак из знаков, разметки и светофоров (то есть государство не выполнило обязанностей в обеспечении безопасности), к водителю не должно быть никаких претензий. Прежде чем карать водителей за нарушение, государство само должно стать белым и пушистым.
Например. На многополосных дорогах согласно требованиям добровольно-принудительных ГОСТов (исполнение которых автоматически влечет выполнение требований технического регламента, имеющего статус закона) пешеходные переходы могут быть только регулируемые. В крайнем случае, если нет технической возможности установить светофор, то можно поставить желтую мигалку, да не абы какую, а с диаметром рассеивателя 300 мм, как на обычном светофоре (т.н. светофор Т.7). И знаки «Пешеходный переход» должны быть не только справа и слева, но и сверху. (К сожалению, ни «Гарант», ни «Консультант+» не дают открытых ссылок на документы.)
Если водитель не уступил дорогу пешеходу на таком переходе, то штраф ему выпишут скорый и справедливый. А если данные требования не выполнены, то ответственность в первую очередь по закону должно нести государство. И мне интересно, прежде чем выписывать штрафы водителям, кому конкретно из госслужащих надзорные органы выписали штраф за то, что оборудование перехода не отвечает требованиям безопасности, то бишь требованиям технического регламента? И кому выписано предписание об устранении недостатков?
Скажу проще: я не нашел в Челябинске ни одного пешеходного перехода на многополосной дороге, который бы отвечал требованиям технического регламента. Хоть одного чиновника, из-за бездействия которого на переходе погиб пешеход, к ответственности привлекли?
Сейчас из пешеходных переходов делают подобие новогодней иллюминации. Технический регламент не запрещает применение всей этой мигающей подсветки, если на подобное оформление перехода есть хотя бы «левый стандарт», технические условия или любой другой документ.
Но необходимо подтвердить, что данное решение обеспечивает выполнение требования технического регламента: «Минимальная видимость сигналов дорожных светофоров… должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного совершения маневра или остановки как в светлое, так и в тёмное время суток».
То есть необходимо подтвердить, что де-факто водители воспринимают иллюминацию аналогично желтой мигалке. Нет подтверждения? Тогда какие претензии к водителю, что он не успел остановиться, чтобы пропустить пешеходов?
Если, не дай бог, на подобном переходе произошло ДТП с пешеходом, то водителю необходимо затребовать доказательства соответствия оборудования перехода техническому регламенту.
Как я вам и обещал в начале статьи, нудные рассуждения переросли в очень интересные выводы. Убедительная просьба, будучи водителями, дорогу пешеходам все-таки уступайте, ибо две извечные беды России никогда не будут изжиты. А когда становитесь пешеходами, не спешите кидаться под колеса автомобилей, поскольку не только из-за беспечности, но и из-за бездействия чиновников водители могут просто не успеть вовремя остановиться.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора