В прошлой статье был такой абзац: «Я хочу, чтобы вы понимали и осознавали: инструментов для наказания водителей более чем достаточно. Проблема – в расстановке приоритетов».
О каких приоритетах идет речь? Сегодня речь пойдет об одном из них.
Для начала вспомним, что по закону «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации движения осуществляются в целях:
Повышения безопасности дорожного движения.
Повышения пропускной способности дорог.
Кем осуществляются эти мероприятия?
Федеральными органами исполнительной власти.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления.
Юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Данные положения отражены и в ПДД. Например, собственник дороги не в ущерб безопасности имеет право повысить скорость движения на принадлежащей ему автомагистрали до 130 км/ч, не спрашивая ни у кого разрешения.
Эксперименты с повышением скорости проводятся. На трассе «Дон» подобный опыт закончился неожиданно успешно: «Количество аварий с тяжелыми последствиями на участках автодороги М-4 «Дон» после повышения скоростного режима до 110-130 км/ч снизилось на 25%, сообщает ГК «Автодор».
Возникает естественный вопрос: а нельзя ли и в других местах повышать скорость для увеличения пропускной способности дорог не в ущерб безопасности?
Обратимся к ПДД: «По решению органов исполнительной власти субъектов РФ может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью».
Дороги в городах по ГОСТам и СНиПам строятся с расчетной скоростью 80 км/ч. Конструктивных препятствий для увеличения скорости нет.
Как я неоднократно говорил, человеческий организм самостоятельно приспособлен двигаться со скоростями до 35-40 км/ч. Миллионы лет человек разумный гонялся за добычей, чтобы выжить. Но организм не только привыкал бегать, но и падать. Естественный отбор сделал свое дело, и статистика показывает, что при наезде на пешехода на скоростях ниже 40 км/ч у него хорошие шансы выжить.
При более высоких скоростях приводится разная статистика. Выбранная для России скорость в населенных пунктах 60 км/ч оставляет пешеходам хоть какие-то шансы выжить. При контакте автомобиля на скорости 70 км/ч с пешеходом у последнего шансов выжить практически нет.
Внимание, вопрос: если в городе пешеходов нет и появиться они не могут, можно ли повысить скорость на дороге? ПДД разрешают, конструкция дороги не возражает. Без каких-либо вложений, которые пробивают в бюджетах всех уровней колоссальные дыры, увеличиваем пропускную способность дорог. Про безопасность – см. выше опыт трассы «Дон».
Загвоздка – в «органах исполнительной власти субъектов РФ», то есть в конкретных людях, которые должны взять ответственность за подобные решения на себя. Фактически человек, поставивший свою подпись под подобным решением, становится крайним, если вдруг что-то пойдет не так. Страшно ему, тем более опыт поколений подсказывает: гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Решение проблемы нашли на высшем уровне, хотя иначе как «топорным» его не назовешь. В КоАП были внесены поправки, согласно которым водителей за превышение скорости на 20 км/ч включительно не наказывают.
Чиновники, которые дрожат за свое место, быстро сообразили, что в городе необходимо немедленно с помощью знаков ограничить скорость до 40 км/ч, чтобы в итоге пороговую скорость, с которой уже можно наказывать водителей, снизить до 60 км/ч. Остальным чиновникам все эти вопросы – до лампочки, хотя в общем хоре за снижение скорости в городах до 50 км/ч они вроде бы и подают свои голоса.
А как же пешеходы? Ведь водители начали гонять со скоростью 80 км/ч и там, где есть переходы!
Не начали. Статистика упряма. Увеличения количества ДТП с пешеходами после внесения изменений в КоАП не произошло. То есть, люди умные как продолжали ездить аккуратно там, где есть пешеходы, так и продолжают ездить. А для лихачей все правила и законы сводятся к фразе: «Ну мне же надо!» И чихать они хотели вообще на какие-то ограничения хоть до поправок, хоть после них.
«9.5.4.2. В крупных населенных пунктах пешеходные переходы располагают не реже чем через 300 м. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м», – ОДМ 218.4.005-2010. Такой норматив позволяет водителю быть постоянно готовым к появлению каждого последующего перехода. Переходы на дороге должны быть через каждые 300 метров, либо их не должно быть совсем. Если переходы на дороге устроены, то скорость потока автоматически снижается, и она не зависит от установленного для населенного пункта ограничения или штрафа в КоАП.
И наконец, пора ответить на вопрос: а каково мое личное мнение? Среди всех знаков я выделяю знак «Рекомендуемая скорость». Если хотите – это мой любимый знак. Если все 100% водителей выполняли бы 100% рекомендаций, то мы бы добирались до конечной точки своего маршрута за фантастически короткое время. Поведение потока стало бы настолько предсказуемым, что его легко можно формализовать, и, следовательно, переложить на язык, понятный компьютеру, который бы и руководил глобальной системой управления потоками.
Как вам вариант, когда вы едете по городу 40 км/ч, но не останавливаетесь ни на одном светофоре, не попадаете ни в одну пробку. И даже выезжая из двора, вам не придется ждать! Только все это – фантастика. Компьютер не способен «переварить» массовое хамство и наглость – они формализации не поддаются. На «Рекомендуемую скорость» у нас плюют, ибо ездят не по ПДД, а по КоАП, а нарушить «рекомендации» невозможно.
Государство пошло реалистическим путем. И не имея средств на строительство новых дорог и на расширение старых, увеличило пропускную способность существующих дорог, разрешив всем де-факто гонять со скоростью 80 км/ч.
Одно время мне часто приходилось ездить по ночному городу. Светофоры по ночам переведены в режим «желтого мигающего». Встречных и поперечных – нет. Но превышать скорость никакого желания даже не возникало. И очень спокойно докатывал от дома на ЧМЗ до вокзала за 15 минут. И уже тогда представлял, что было бы здорово, если бы и днем все передвигались в спокойном темпе.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.