Куда ушла красота из автодизайна? Созерцание былых шедевров часто подводит нас к мысли, что «сейчас такие не делают». Пластика форм, обаяние дизайна, его одухотворенность – как будто все осталось там, в 50-80-хх.
Но я не согласен. Красота никуда не делась. Она здесь, с нами, и я вам это наглядно покажу, взяв пять современных шедевров и сравнив их с предками.
В любой коллекции топ-10 на все времена и народы львиную долю списка будут занимать суперкары и супер-родстеры, которые прошли через сито времени. Заурядности в эти списки не попадают, и это создает ауру неповторимых былых времен, когда карандаши были острее, а люди романтичнее. Но все дело в принципе отбора: если мы посмотрим на список самых продаваемых машин старого времени, ширпотреба будет не меньше.
Говоря «сейчас такие не делают», мы часто подменяем понятия, сравнивая плакат Jaguar E-Type с Hyundai Accent под окном. Большинство шедевральных машин и тогда, и сейчас дороги, непрактичны, а то и просто ненадежны. Возможно, в этом есть какой-то скрытый смысл, ведь компании вынуждены распределять ресурсы, и кто-то предпочитает вкладываться в технологии, а кто-то – в эстетику.
Я выбрал пять автомобилей, которые считаю весьма удачными и имеющими все шансы стать новой классикой. В фотогалереях ниже приведены их сравнение с предками. Сразу соглашусь, что Defender – не предшественник Evoque, но у последнего в принципе нет родителей: кроссовер – явление новомодное. В данном случае мы сравниваем не машины как таковые, а степень вдохновенности дизайна.
Ну, что скажете?
Mercedes-Benz SLR против Mercedes-Benz 300SL
Citroen DS5 против Citroen DS
Chevrolet Camaro
Range Rover Evoque против Land Rover Defender
Nissan 370Z против Datsun Z-series
Лично я не считаю новые инкарнации старых моделей пустыми и бездушными. В них тоже чувствуется вдохновение, и, если абстрагироваться от гипноза прелестной старины, новые модели лично мне импонируют больше: они более резкие, яркие, напористые.
С другой стороны, при таком лобовом сравнении бросается в глаза, что в современном дизайне утрачено искусство простых форм. Сейчас трудно продать елку без гирлянд. Старые машины нарисованы меньшим количеством линий и украшены меньшим количеством мишуры. Отчасти это следствие уровня технологий, которое дизайнеры использовали во благо. Старые машины определенно «чище», прозрачнее для восприятия, а потому, наверное, медленнее стареют. Ведь форма фар приедается гораздо быстрее, чем экзотические пропорции.
А еще, современным дизайнерам работать сложнее – больше ограничений. Да, в их руках более совершенные инструменты, но технические, экономические и маркетологические требования зачастую лишают их свободы слова. Поэтому в мой список попали модели, в которых, по сути, дизайнеры получили карт-бланш. Одну из них – Chevrolet Camaro – создавал россиянин, челябинец Владимир Капитонов.
А вообще, бесполезно пытаться вычислить шедевр. Они вокруг нас, но единственным критерием классики является время. Можно сколько угодно гипнотизировать потребителя рассказами про «экспрессивный чарующий дизайн», но лет через 20 все встанет на свои места: одни машины будут сохнуть гербарием на страницах старых каталогов, другие попадут в музеи и на постеры подростков. Кто возьмется их угадать?
Фото: Фото производителей