В прошлом году на московском автосалоне был представлен концепт-кар Lada XRAY. Несколько агрессивный кроссовер не оставил равнодушными никого – кто-то начал критиковать новинку, кто-то, наоборот, восторгаться прорывом вазовских дизайнеров. Вскоре стало известно, что дизайн XRAY станет основоположником нового дизайна автомобилей Lada. О том, как будут выглядеть тольяттинские машины через два-три года, рассказал директор по дизайну АВТОВАЗа Стив Маттин (Steve Mattin)
– Стив, как давно вы работаете на АВТОВАЗе?
– Я здесь с октября 2011 года.
– Почему вы приняли предложение АВТОВАЗа после работы в таких знаменитых компаниях, как концерн «Даймлер-Крайслер» и «Вольво»?
– Когда долго работаешь в одной отрасли, наступает такой момент, что просто необходимо преодолеть какое-то испытание, поднять себе планку. Работа в АВТОВАЗе на должности директора по дизайну – это и есть такая планка. Здесь мне дается много возможностей и ставятся серьезные задачи. У меня есть возможность переосмыслить дизайн бренда, построить тут свою команду, передать людям свой опыт. И для меня смена компании является своеобразным вызовом самому себе. Сначала я работал в «Мерседесе», который производит преимущественно дорогие и эксклюзивные автомобили. Потом я ушел в «Вольво», это автомобили среднего класса. Теперь это Lada – машины эконом-сегмента. Но то, что эти машины бюджетные, не значит, что в них нельзя ничего улучшить. Здесь я могу стать лидером и сам внести большой вклад в развитие.
– Давайте поговорим о машинах, которые производит АВТОВАЗ. Насколько велика разница между дизайном отечественных машин и общемировым уровнем?
– Очень сложно сделать честное сравнение. Когда я приехал сюда, еще производились «Жигули» (Стив имеет в виду «классику». – Прим. автора). И эта машина на тот момент продавалась уже больше 40 лет. Lada 4x4, также известная как «Нива», производится до сих пор. Даже «Приору» нельзя назвать новой машиной. И поэтому АВТОВАЗ нельзя сравнивать с другими брендами, которые полностью меняют свой модельный ряд в течение шести лет. Разумеется, раньше АВТОВАЗ больше делал акцент на техническую, более утилитарную часть, не было упора на дизайн. Поэтому с этой точки зрения разница, конечно, есть!
– А может и не надо ликвидировать разрыв? У России же свой путь…
– Ваш скепсис в отношении к дизайну объясняется тем, что в советское время у АВТОВАЗа не было конкурентов. Последние десять-двадцать лет эти конкуренты появились. С каждым днем появляется все больше и больше брендов и моделей, и пока конкуренция растет, приходится стараться и развивать, в том числе, и дизайн. Нам еще очень много надо догнать, и я постараюсь помочь в этом.
Под знаком «икса»
– В прошлом году вы шокировали автомобильную общественность кроссовером Lada XRAY. Однако сейчас этот автомобиль можно увидеть только в НТЦ АВТОВАЗа. Когда машины с разработанным вами дизайном появятся на улицах городов России?
– Нужно понимать, что создание проекта дизайна автомобиля – это самый первый этап. Планируются базовые моменты, просчитывается эргономика и инжиниринг. Этот процесс занимает где-то полтора года. Но с того момента, как мы, дизайнеры, прекращаем работу, проходит еще два-два с половиной года до того, как автомобиль появится на улицах. Я же работаю здесь всего полтора года. Поэтому первый автомобиль появится на улицах в 2015 году. Раньше не получится. Правда некоторые изменения в дизайн новой Lada Kalina я внес, но они были совершенно минимальными. Кое-какие изменения были по хетчбэку «Гранты», но целиком «моя» машина появится только в 2015 году.
– Какой тип автомобиля это будет? Хэтчбек, универсал? Или кроссовер, как и Lada XRAY?
– Мы уже создали эскиз кроссовера, который должен пойти в серию в 2016 году. Конечно, он не будет полной копией Lada XRAY, но сходство будет заметным. Также многие детали от Lada XRAY повлияют на дизайн серийного автомобиля 2015 года. Это будет седан. На Lada XRAY он будет похож по исполнению передка и графике боковин.
– Почему тогда в прошлом году АВТОВАЗ показал Lada XRAY, а не тот самый седан?
– Кроссовер должен был показать наше намерение выйти на новые для АВТОВАЗа сегменты рынка. Также он нужен для формирования ДНК дизайна нашей компании. Все наши будущие автомобили будут иметь схожие очертания передка. Также Lada XRAY – это попытка обыграть и реализовать новые идеи, которые мы потом сможем реализовать в серийных автомобилях. Еще один нюанс – это не просто концепт для публики и прессы, мы используем его для мотивации сотрудников компании, чтобы вдохновлять их и показывать, что будет в будущем.
– Какие еще новые модели может представить Lada в ближайшей перспективе? Знаю, что вы получили звание лучшего дизайнера автомобилей в мире именно за разработку А-класса? Может быть и здесь ожидается что-то подобное...
– Нет, АВТОВАЗ на А-класс пока не ориентируется. Эти машины хороши в городе, но совершенно непрактичны в долгой поездке, а с учетом того, что Россия – огромная страна порой с отсутствием дорог, на данный момент это не основная цель при расширении нашего модельного ряда. Сейчас есть планы по разработке более дорогой машины – С-класс, например. Сейчас самая высококлассная машина в нашей продуктовой линейке – это «Приора». И после того, как владелец «Приоры» «вырастает» из нее, он уходит к другому бренду. Поэтому нам нужна машина классом чуть выше. Чтобы клиент мог приобрести что-то более дорогое и эксклюзивное. Также мы готовим кроссовер, как я уже говорил.
– «Вольво» и «Мерседес-Бенц», в которых вы работали раньше, имеют сильные традиции и традиции дизайна в том числе. Свои фирменные элементы есть и у других машин, например, «ноздри» БМВ. Будет ли передок Lada XRAY и вот этот X на решетке радиатора началом такой традиции?
– Когда я пришел в «Вольво», было понятно, что я могу что-то изменить, а что-то менять нельзя. Я выделил элементы ДНК дизайна, сильные стороны существующего варианта и слабые. Соответственно, на сильные стороны надо делать акцент, а слабые – улучшать. Здесь была работа практически с чистого листа. Самый заметный (В английской речи Стива прозвучало слово iconic. – Прим. автора.) автомобиль – это Lada 4х4. Но это автомобиль более чем тридцатилетней давности, и легендарным стал, потому что простой и неприхотливый. Поэтому в качестве замены нужно создать что-нибудь простое, но с другой стороны достаточно эмоциональное. Да, решетка радиатора в форме Х сформирует основу для будущей дизайн-стратегии.
– Многие заявляют, что тот же Lada Largus – это «клон» «Рено Логан». Они действительно построены на одной платформе. Не приведет ли покупка АВТОВАЗа концерном Renault-Nissan к тому, что дизайн автомобилей будет ориентирован на японских или французских «братьев»?
– Важно, чтобы наша продукция отличалась от продуктов «Ниссана» и «Рено». Нам очень важно, чтобы они были ближайшими конкурентами. Если у нас будет Lada, которая будет очень напоминать «Рено» и продаваться в одном сегменте с ним, то это будет неправильно. Поэтому на высшем уровне мы проверяем, чтобы не было никаких пересечений в стратегиях дизайна. Например, генеральная стратегия «Рено» очень отличается от нашей. С другой стороны, нужно понимать, что делают другие компании.
Конкуренты: от «китайцев» до «мерседеса»
– Кто является основным конкурентом «обновляемого» АВТОВАЗа? «Китайцы»?
– Как ни странно – сам АВТОВАЗ. Старые модели, которые продаются по низким ценам. Мы не можем продавать дешевле «китайцев» и дешевле собственных автомобилей, которые мы производим уже давно. Сверху нас поджимают «корейцы» и «японцы». При этом нам важно не копировать зарубежные бренды, а создавать собственную уникальную идентификацию. И мне пришлось долго думать, как создать «лицо» новых моделей АВТОВАЗа. Это не должно быть похоже на КИА, на Фольксваген. Поэтому мы решили, что надо выделить хромированными планками этот «икс». Даже в сегменте машин эконом-класса надо выделяться. Интересный дизайн помогает имиджу – можно сделать интересный автомобиль, и его будут обсуждать. Количество статей, написанных об Lada XRAY, позитивные отклики в Интернете – все это показывает, что АВТОВАЗ меняется.
Когда подобный автомобиль появится на улицах, эффект будет еще больше. Даже если вы не покупаете конкретную машину, вы ее обсуждаете, и это тоже часть маркетингового процесса.
– АВТОВАЗ нередко критикуют за качество сборки. Может ли дизайн как-то повлиять на ситуацию?
– Разумеется, все развивается в комплексе – и дизайн, и инжиниринг, и технические характеристики, и качество. То, что мы сейчас делаем, влияет на то, что будет в будущем. Моя ответственность – это дизайн. И я должен сделать так, чтобы дизайн машины стал одним из определяющих факторов для ее покупки.
– «Мерседес» и «Вольво» – достаточно дорогие автомобили, Lada – одни из самых дешевых мире. Есть ли разница между дизайном дорогих и дешевых автомобилей?
– Разумеется! В случае с дешевыми машинами у вас гораздо больше ограничений во всех аспектах. Это и пропорции автомобилей, и возможности штамповки, и наличие оснастки, более инновационные технологии, возможность использования, например, полностью светодиодных фар, разных материалов в интерьере. Все определяется ценой. Но если посмотреть на чистые формы, то существует пять ключевых элементов дизайна – пропорции, линии, поверхности, детали и графика. Это все есть и на дорогих, и на недорогих машинах. Разумеется, все это касается только «чистого» дизайна. Могу сказать, что здесь от меня ждут того же, что и в «Мерседесе», и в «Вольво».
– Что вас вдохновляет в ваших работах?
– Мне очень важно получать вдохновение от той страны, где я работаю. Мне нужно ощущать культуру России. Причем речь идет не только о Москве, там все не так, как в других регионах страны, даже как в Тольятти. Говорим ли мы о дизайне, архитектуре, моде даже о ресторанах. Меня вдохновляет все.
Фото: Фото предоставлено пресс-центром ОАО «АВТОВАЗ»