Эти машины вызывают два типа реакций. Первая – презрительный скепсис и предположение, что «создателям нечем заняться». Вторая – восхищение, потому что каждый из этих автомобилей несет печать вдохновения своего владельца.
Наша редакция выбрала по одному ярчайшему автомобилю в нескольких регионах России: многие из них построены своими руками, другие просто очень харизматичны.
Обязательно напишите нам, какой из автомобилей нашей коллекции вы считаете самым-самым.
Архангельск. Вот «Жук»!
В Архангельск этот «Жук» приехал из Подмосковья. Владелец машины Валерий шутит: «Немцы отступали – там и оставили». Год выпуска хозяин скрывает, однако с удовольствием рассказывает, как непросто было найти этот «маленький шедевр». Поиски продолжались примерно полгода, но, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет.
Машина была в плачевном состоянии, но приехала в Архангельск своим ходом. Конечно, поломок в пути избежать не удалось, но «Жук» вел себя стойко. На полное восстановление автомобиля ушло примерно восемь месяцев. К счастью, «Жуку» не требовался капитальный ремонт и замена жизненно важных частей. Мотор был в хорошем состоянии, поэтому силы были брошены на внешний вид и на то, что серьезно износилось.
Сегодня машину можно встретить на всевозможных ретро-выставках, она участвует в соревнованиях по скоростному маневрированию, а также огромной популярностью «Жучок» пользуется в пору свадеб. Женихи и невесты, создавая антураж ушедшей эпохи, с удовольствием берут автомобиль в прокат. Кстати, летом ее можно увидеть повсеместно. Владелец не отказывает себе в удовольствии просто прокатиться по городу.
Волгоград. «Токийский дрифт»
Максим Бочкарев в миру известен как «Хирург». На этот раз его руки дошли до старенькой «девятки», которую попросил преобразить старый знакомый.
«Пригнал мне друг свою колымагу, мол, давай с ней что-нибудь сделаем. Сами понимаете, часть металла на машине покрылась коррозией, где-то вмятинки видны. Но ничего, не такое видали. Первый раз мы старый ВАЗ-2109 просто привели в божеский вид. Ну, а потом захотелось все больше и больше соригинальничать, – вспоминает мастер по металлу Максим Бочкарев. – Эту машинку я уже года четыре знаю. Тюнинг 90-х: замена бамперов и установка спойлера – давно не новинка, а, скорее, показатель отсутствия хоть какой-то фантазии. Вот и решил я пустить ВАЗ под нож. Благо хозяин авто разрешил мне вволю проявить мои творческие порывы».
Сказано, сделано. Заново «выкроенная» машина уже почти готова. Только стоит она уже не 100 тысяч рублей, а, как минимум, полмиллиона.
«Поскольку поменять решили все кардинально, то потрудиться пришлось немало. От старой «девятки» уже и не вспомню, что осталось. Такое чувство, что только ПТС, – рассказал Хирург. – Осталось поставить стекла, ну и так по мелочи: в салон вернуть кресла, приборную панель и так далее. Так что уже весной тачка стритрейсера будет рассекать по улицам столицы».
Пермь. Дядюшка Морис
Самый старый авто нашей коллекции – Morris II 10/4 1937 года выпуска – приобретен компанией «Алендвик» в 2004 году в Бирмингеме, Англия. Генеральный директор компании Александр Никифоров признается, что удовольствие оказалось не из дешевых. «Если, к примеру, за саму машину мы заплатили 3000 фунтов, то за растаможку отдали в три раза больше!»
Фирменной чертой кузова «Морриса» был вытянутый капот с покатыми боками, за которые англичане прозвали его «бычком». С тех пор эмблема с красным быком венчает решетку радиатора «Морриса». Дизайн «бычков» никогда не утрачивал своей привлекательности. И в наши дни мощные широкие крылья, округлый капот, скошенная задняя часть кузова с откидным верхом выглядят обаятельно даже для тех, кто далек от коллекционирования ретро-автомобилей.
На улице «Моррис» неизменно приковывает взгляды прохожих. На дороге путь ему уступают более мощные и рослые современные «собратья». Интересно, какова была бы реакция водителей, наблюдающих променад бордового кабриолета, если б они знали, что у этого «англичанина», который годится их машинам в «прадедушки», подвеска… из дерева! Вообще в автомобиле достаточно много деревянных деталей, например, отделка руля или набалдашник рычага передач. И это даже придает машине какой-то душевности.
Еще одна оригинальная опция «Морриса» – гидравлическая подъемная система Jackall, которая позволяет водителю без усилий и не выходя из автомобиля поднять от земли сразу все четыре колеса либо же только передние или задние.
Ростов. Чоп-топ купе
Мускул-кар «Moskvich»? Почему бы и нет? Ростовчанин Михаил решил воплотить фантазию в жизнь и построил на базе старенького «москвича» не просто мускул-кар, а впечатляющее чоп-топ купе.
Лишь знатоки могут узнать советский АЗЛК-2140. «Машина досталась от дедушки. Мне всегда нравились контуры «москвича», но хотелось их улучшить. На работу ушло около трех лет», – рассказывает Михаил. Сколько средств вложено в этот уникальный «москвич», владелец и сам затрудняется подсчитать. Все изменения производились своими руками.
Прежде чем взяться за болгарку и распилить «москвич» на части, около года Михаилу потребовалось на разработку концепции и создание обвесов из углепластика. Кузов авто ростовчанин перекроил до неузнаваемости – задние двери заварены, а передние пришлось удлинять. Крышу Михаил занизил в два раза, расширил колесные арки, установил капот, изготовленный по спецзаказу. Кстати, стекла на чоп-топ купе были специально сделаны на стекольном заводе.
Внешне от дедушкиного «москвича» остались только передние фары. Стандартные колеса уступили место широченным каткам на 19-дюймовых дисках, а подвеска авто занижена до предела. После всех преобразований «москвич» стал похож на американский лоу-райдер.
На автомобиле собственной разработки Михаил отправился на ростовский фестиваль тюнинга, где и получил первую награду в номинации «Приз зрительских симпатий». Михаилу не раз предлагали продать свой шедевр, но он отвечает решительным отказом. Сейчас талантливый ростовчанин продолжает работу над уникальным автомобилем. Кстати, еще один штрих к портрету, который породнил советский «москвич» с американскими мускул-карами, – хромированные зеркала заднего вида от Ford Mustang 1969 года выпуска, которые ростовский кулибин специально привез из США.
Догнать и перегнать Америку? Да не вопрос!
Самара. Розовый «кэдди» как у Рейгана и Буша
Самым необычным автомобилем Самары по нашей версии стал «Кадиллак Брогхэм» (Cadillac Brougham). Классических американских седанов, к тому же ярко-розовой «масти», в городе нет. Самарский «кэдди» является родным сыном Fleetwood Brougham Элвиса Пресли.
Угловатый дизайн четко показывает, что владельцу такого авто побоку аэродинамика, расход топлива и стиль «биодизайн». Роскошь и пафос «Кадиллака» видны по его неторопливому, преисполненному достоинства старту со светофора. Но это не гоночное авто, а крейсер с президентским комфортом (на базе «Брогхэма» строили «крепости на колесах» для первых лиц США).
Житель Самары Владимир случайно узнал, что знакомый в Москве продает розовый «кэдди» в сильно изношенном состоянии, но за относительно небольшие деньги. И не удержался – купил. Оказалось, что авто не простое, а эксклюзивное – из первых партий 1987 года. После доставки в Самару Владимир взялся за машину: сделал капремонт двигателя, перекрасил в ярко-розовый цвет и стал катать на нем молодоженов. На удивление легко оказалось найти запчасти на американский «крейсер». Еще удивительнее стал расход топлива – всего 13 литров на «сотню».
Как ни странно, на забитых транспортом улочках крупного мегаполиса американец чувствует себя превосходно – даже парковаться на нем комфортно из-за отличного гидроусилителя руля и идеальной работы коробки-автомата. А количеству всяких опций родной АВТОВАЗ может только позавидовать. На «кэдди» стоит автоматическая коробка передач, климат и круиз-контроль, датчик света и дождя, регулируемый руль, центральный замок, атермальные стёкла и другие приятные опции.
Тюмень. «Петрович»
Король бездорожья – «Петрович». Так по-свойски назван уникальный снегоболотоход «Петрович 354-60».
Их собирают вручную, оснащают большим количеством дополнительного оборудования, но и стоят они, как представительские авто, – эта модель обошлась владельцу в 4,3 млн рублей. Даже в стандартном варианте король сибирских «джунглей» впечатляет: колесная формула 6х6, силовой агрегат – 1,9-литровый турбодизель CMD Fiat (90 л.с.) плюс два бака по 100 литров. Дополнительное оборудование включает подогреватель двигателя, лебедки, специальную лопату, качественную аудиосистему и много чего еще – было бы желание.
Кстати, «Петрович» быстро бегать не любит – максимальная скорость по асфальту 50 километров в час. Но, в отличие от «пузотеров», он может не напрягаясь ехать по песку, снегу и даже воде – шестиколесное чудо плавает со скоростью до семи километров в час. Спасибо бескамерным шинам низкого давления размером в несколько раз большим, чем у самых крупных заводских внедорожников. Кстати, шины оснащены системой автоподкачки, что позволяет менять их давление, не покидая кабины.
Наравне с высокой проходимостью, суровый сибирский «Петрович» на удивление вместим. Он построен по формату «кузов-однообъемник» – это когда багажный и пассажирский отсек объединены в одно целое. Как отмечают владельцы аппарата, это один из главных плюсов: кабина может быть как грузовой, так и пассажирской, трансформируется из «сарая» в удобное место для ночлега.
Уфа. «Заводной апельсин»
Этот автомобиль уникален до последнего болта: аналогов просто нет. Он собран с четким пониманием того, где и как он будет использоваться. Наконец, оранжевый цвет не оставляет сомнений, что именно этот внедорожник по праву является самым ярким автомобилем Уфы.
Оригинальное название – «Заводной апельсин» – родилось уже после постройки прототипа. Рассматривался «Терминатор», но когда кузов автомобиля был готов, кто-то предложил покрасить его в ярко-оранжевый цвет. После этого прозвище «Заводной апельсин» приклеилось само собой.
Владелец необычного джипа – уфимец Александр Семенов, не первый год увлекающийся трофи-рейдами и выступающий за команду «Техно-Николь».
«На создание прототипа у нас не было ни сил, ни времени, поэтому мы заказали постройку «Апельсина» ребятам из клуба «Трофи-Мастер». Им же принадлежит идея, конструкция и дизайн автомобиля. Собирали его из заводских деталей от уазика, Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser и даже от вазовских моделей».
«Заводной апельсин» феноменально проходим – дорожный просвет внедорожника составляет 35 см, а угол въезда – аж 90 градусов, что позволяет машине заезжать даже на отвесные стены. Еще у него жесткая блокировка дифференциалов в заднем мосту: это позволяет джипу выбираться из самых непроходимых мест, где любой автомобиль неизбежно застрянет.
Стоимость «Апельсина» хозяин оценивает на уровне 300 тысяч рублей, причем на его постройку затрачено вдвое больше. Более того, эту зиму автомобиль проводит в боксе автомастерской, и на подготовку к новому сезону «Апельсину» потребуется еще порядка 600-700 тысяч. Цена самой машины при этом вряд ли поднимется выше 900 тысяч рублей.
Челябинск. «Желтая самоделка» ISV
Это не просто автомобиль – это симфония длиною в жизнь. Автор проекта, Сергей Иванцов, построил его с чистого листа, но на это ушло 20 лет: с 1982 по 2002. Результат сногсшибательный – такой дизайн и такое качество проработки деталей встречались разве что у европейских купе и родстеров «золотого века» автопрома.
По злой иронии судьбы, у Сергея аллергия на эпоксидную смолу, тогда как кузов сделан из стеклоткани, пропитанной как раз эпоксидкой. Работать приходилось в противогазе с семиметровым шлангом, а поскольку процесс выклейки стеклопластиковых деталей не терпит перерывов – иногда по восемь часов без продыху.
Сергей Иванцов выводил дизайн с маниакальной тщательностью: финальной версии кузова предшествовали два мертворожденных прототипа, вылепленных из двух тонн пластилина каждый. Два месяца было потрачено на то, чтобы добиться выразительной формы капота: разница между первым и вторым вариантом составляла всего 7 мм. На корпуса фар из полированной нержавейки ушло четыре месяца.
Несущая часть автомобиля – пространственная трубчатая рама. Из других особенностей – 118-сильный мотор BMW, автоматическая коробка передач, кондиционер. И главная «фишка» – гильотинные двери, которые помимо вау-эффекта обеспечивают удобство посадки.
Автомобиль полностью сертифицирован и поставлен на учет: кто сталкивался с регистрацией самоделок, оценит.
Сергей много раз отказывался продавать ISV. По слухам, ему предлагали 100 000 евро «не отходя от кассы».
Ярославль. «Супер-Запорожец»
Им восхищаются, ему завидуют, и наконец, им просто интересуется каждый второй в Ярославле. Супер-звезда любительских автогонок в регионе – прокаченный полноприводный (!) «Запорожец». 120 л.с. и талант гонщика-любителя Александра Воробьева оставляют позади даже новенькие Subaru.
От «Запорожца» остался только внешний вид. Обреченный на утилизацию, этот бывший столичный житель в конце 90-х приобрел нового хозяина и вторую жизнь. Ярославский кулибин поставил усовершенствованный «нивовский» мотор объемом 1800, переделал переднюю подвеску и добавил полный привод. В салоне остались только два сиденья, и те не родные, а спортивные ковши.
Модернизировалась машина много лет, но спортивную карьеру в Ярославле «незалежний суперкар» начал сразу после переезда. Уже в 1997 году Александр Воробьев принял участие в местных гонках и очень гордится, что смог тогда доехать до финиша, пусть даже предпоследним. Но то было лишь начало.
С годами этот герой анекдотов становился только лучше, словно хорошее вино, и приобретал известность сначала областного, а потом и федерального уровня.
Так несколько лет назад на соревнованиях по дрег-рейсингу герой нашего сюжета попал в тройку лидеров причем в самом мощном классе. А теперь он является грозой всех любительских соревнований, которые проводятся в области.
Фото: Фото Михаила Синельникова, компании «Алендвик», Максима Бочкарева, Александра Семенова, Романа Углова, Ильи Костика