Россияне перестали бояться кризиса и стали более оптимистично оценивать перспективы личного благосостояния, меньше экономить на продуктах и больше тратить на одежду и электронику. Впрочем, уточняют эксперты, оптимизм россиян преждевременен.
Потребительская уверенность россиян во втором квартале 2015 года резко выросла, констатируют аналитики «Сбербанк CIB». Индекс потребительской уверенности восстановился до -14% с -22% в первом квартале и -24% в конце минувшего года. Причем выросли все составляющие индекса – как оценка личного благосостояния, так и экономики страны.
В опросе приняли участие 2300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тысяч человек. Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса.
Несмотря на позитивный настрой, у представителей среднего класса, или Ивановых есть и страхи. Больше всего сегодня россияне боятся инфляции (60%) и безработицы (52%). В то же время россияне заметили, что продовольственная инфляция замедлилась, а уровень безработицы остался на уровне первого квартала – 10,3%.
Авторы исследования также отмечают не вполне благоприятную ситуацию на рынке труда. «Индекс чистого найма в апреле-июне опустился до минус 47% (в I квартале он составил минус 44%), а 53% опрошенных отметили, что их работодатели сокращают персонал (либо самостоятельно увольняя сотрудников, либо отказываясь от поиска замены тем, кто увольняется по собственному желанию)», – говорится в исследовании.
Сберегать Ивановы стали меньше. Доля тех, у кого нет сбережений, выросла до 39% с 36% в первом квартале. Высокая инфляция и вялая динамика доходов населения привели к тому, что горожане, которые все же делают сбережения, могут позволить выделять на эти цели лишь 7,9% месячного заработка (в начале года – 9,2%).
Ивановы стали меньше экономить на товарах первой необходимости и даже нарастили траты на необязательные потребительские расходы. 5% респондентов начали больше тратить на электронику и одежду (по их мнению, цены на эти товары снизились), а 8% в целом увеличили расходы, считая, что худшее для российской экономики позади. Одновременно они по-прежнему продолжают искать более низкие цены и товары со скидками.
Эксперты связывают такой оптимизм с укреплением рубля, снижением темпов инфляции и низким уровнем безработицы. «Мы объясняем подобную динамику тем, что самые пессимистичные ожидания Ивановых не оправдались, а в связи с ослаблением опасений, связанных с валютными курсами и инфляцией, улучшилась оценка текущей экономической ситуации», – считают авторы исследования.
«Судя по всему, рост индекса потребительской уверенности обусловлен по большей части двумя факторами. В первую очередь это укрепление рубля по отношению к основным валютам. Напомню, что доллар с декабрьских максимумов прошлого года к текущему моменту подешевел на 30%, а евро – на 40%. Это в том числе обусловило и сокращение инфляционного давления, – считает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. – Также важным фактором остается стабильно низкий уровень безработицы. Несмотря на небольшой рост с конца прошлого года, показатель остается вблизи исторических минимумов еще с момента распада СССР. В последнем случае я связываю динамику показателя с введением плавающего курса рубля в конце прошлого года, что поддержало отечественных производителей, и с демографическими факторами».
По словам Тимура Нигматуллина, доля среднего класса в России согласно методологии самооценки уровня дохода в 2014 году составляла 16%. На фоне ослабления рубля и усиления инфляционного давления эксперт ожидает спада по итогам 2015 года до 12-13% (по аналогии с кризисом 2009 года).
Впрочем, радоваться еще рано, а потребителям стоит быть готовыми к ухудшению ситуации. «Конечно, чрезмерный оптимизм необоснован, – уверен директор аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. – Пока мы видим ухудшение показателей экономики и ухудшение качества от замещения импорта. Только в первом квартале число безработных увеличилось с 3,97 до 4,5 миллиона человек на фоне так называемой застойной безработицы, при которой средний срок поиска работы составляет семь-восемь месяцев, а треть сельских жителей ищут работу не менее года. Налицо падение реальных располагаемых доходов, с марта 2013 по март 2015 года достигшее 7,3% и за один май превысившее 10%. Потребителям придётся привыкнуть к тому, что сегодня есть на хлеб с маслом, а завтра придётся затянуть пояса».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com