ѕочему инженеры бегут из –оссии

«ј еще есть к вам вопрос... “олько вы можете на него ответить, наверное. ƒело в том, что мо€ цель – разрабатывать двигатели или коробки передач. я по профессии радиоинженер, но собираюсь выучитьс€ на Automotive Engineering или применить опыт разработки электроники дл€ электроники в авто. […] ѕонимаю, это объемна€ тема, но, возможно, вы сможете мне что-то посоветовать, например с чего начать (здесь, в „ел€бинске, или в –оссии), какие навыки будут 100% нужны, может быть, какие-то подводные камни учебы и работы в этой сфере вы знаете у нас или за рубежом».

Ќа это письмо мне захотелось ответить подробнее, поскольку € сам когда-то донимал всех с похожими вопросами, и вообще мне нрав€тс€ люди, которые став€т перед собой такие цели – создавать.

я ответил:

«»нтересный вопрос, даже неожиданный.  огда-то у мен€ была така€ же мечта.

я работал инженером крайне недолго, попутно защища€ диссертацию, так что полноценным стажем это вр€д ли можно назвать. ѕотому и ушел – особых перспектив не было, а пробитьс€ на «апад без обучени€ в тамошних вузах сложно.

Ќа самом деле несколько лет € заваливал HR-отделы крупных иностранных компаний своим резюме, но ответ всегда был примерно одинаковым – вежливый отказ. —обственно, попасть в компанию, вроде Volkswagen или BMW, не так уж сложно, если выполнить два услови€: получить качественное образование и иметь опыт работы в компании примерно такого же уровн€ (скажем, AVL или Riccardo).

ѕо моему опыту, российское образование не вполне подходит дл€ пр€мого скачка на «апад. ≈го фундаментальна€ часть (высша€ математика, термех и прочее) вполне серьезна€ – сказываетс€ советска€ школа. Ќо проблема в прикладной части. „тобы стать инженером на «ападе, нужно знать их систему работы, их программное обеспечение, их методы контрол€ качества – все то, что у нас на втором плане.

–абота современного инженера в крупной автомобильной компании зачастую узкоспециализирована и формализована. ћне представл€лось, что став инженером, € буду создавать мотор, что называетс€, "с нул€", но сегодн€ такой практики нет. »нженер, особенно начинающий, обычно получает небольшую зону ответственности, грубо говор€, отвечает за верхнее маслосъемное кольцо, проектирует его, оптимизирует, анализирует результаты испытаний и т.п. я немного утрирую, но примерно так. ѕоловина работы – это использование умного "софта", который проводит необходимые расчеты или анализирует эмпирические данные.

Ёто радикально отличаетс€ от того, чему учат в российских технических вузах.

 ак € пон€л, у вас уже есть опыт работы в радиоинженерной специальности, и если вы твердо настроены работать на крупную автомобилестроительную компанию, наверное, нужно задуматьс€ о получении хорошего образовани€ за границей либо же в ћоскве. ѕопутно пригодитс€ опыт работы в компании, занимающейс€ инжинирингом, пусть даже не автомобильным.

ћожно, конечно, попробовать устроитьс€ на ”ралј« или ярославский моторный завод, хот€ есть некотора€ веро€тность оказатьс€ в тупике – не сказать, чтобы опыт работы на подобных предпри€ти€х сильно котировалс€ в остальном мире, а зарплаты могут разочаровать.

»нтересен вариант с ј¬“ќ¬ј«ом, который постепенно превращаетс€ во вполне современное предпри€тие.   сожалению, пон€ти€ не имею, нужны ли им специалисты и какого профил€, но поскольку завод контролируетс€ аль€нсом "–ено"–"Ќиссан", работа там наверн€ка может стать трамплином дл€ большой карьеры в автопроме.

ƒл€ инженера-двигателиста или трансмиссионщика, наверное, сама€ интересна€ работа – в Ѕритании, колыбели автоспорта. “ам больше зоны ответственности, больше личный вклад инженера. ѕлюс есть неверо€тное количество мелких компаний, которые делают автомобили с нул€ под клиента, что разв€зывает руки инженерам.

јльтернативный вариант – уехать туда на стажировку по одной из программ, вроде Internship или чего-то подобного. ќп€ть же даже в этом случае, скорее всего, потребуетс€ подтвердить свое знание предмета котирующимс€ дипломом или опытом работы в авторитетных компани€х.

Ёто замкнутый круг: теб€ не берут на работу, потому что у теб€ нет опыта, но опыта нет, потому что теб€ не берут. » как выйти из этого круга без "капитальных" вложений в свою карьеру (оплата образовани€, разъездов по миру и т.п.), €, честно говор€, не знаю. —обственно, у мен€ и не получилось.

ј вам желаю удачи, цель достойна€, тем более сегодн€, когда большинство мечтает торговать чем-нибудь. ≈сли будут еще вопросы – пишите».

„то интересно, девушка, похоже, настроена штурмовать двигателестроительный олимп всерьез, и в следующем письме написала, что рассматривает возможность обучени€ в одном из пражских университетов.  стати, выгл€дит весьма мудрым решением: „ехи€ – страна автомобильна€, не слишком дорога€ и неплохо относ€ща€с€ к росси€нам.

ѕока сочин€л ответ, поймал себ€ на старой забытой мысли о т€желой, почти трагической судьбе тех, кто родилс€ в –оссии созидателем, и в данном случае не важно, инженером, рок-музыкантом или писателем. ѕримерно одинаково хлебают все, в отличие, например, от «креативщиков», торговцев и «манагеров» всех сортов. » это огромна€ проблема и дл€ созидателей, и дл€ страны.

ѕозывы к иммиграции возникают не только ради лучшего западного быта. ћногие родились созидател€ми и хот€т жить в месте, где их цен€т. ¬ –оссии иной раз стыдно признаватьс€, что хочешь что-то творить, и даже образы созидателей исказились: если поэт – то бесштанный (или продажный), если золотые руки – то бухает, если инженер – то на задрипанном заводе. Ѕыть созидателем в –оссии рискованно, и если хотите простого обывательского счасть€, нужно выбирать что-то св€занное с обменом денег на товары, денег на мнени€ или денег на деньги.

ƒл€ молодых творцов всех специальностей в –оссии отсутствует «карьерна€ лестница», точка входа. ≈сть любители, а есть профессионалы, и между ними пропасть. Ќет системы стажировок, нет конкурсов молодых специалистов, нет системы наставничества – это в равной степени относитс€ к инженерам, писател€м, художникам.  онечно, любой творец всегда может устроитьс€ на промежуточную работенку, где он будет что-то зарабатывать и чему-то учитьс€, но такой путь резко замедл€ет прогресс, набранный в момент начального обучени€. Ѕудущий музыкант рискует навечно застр€ть в статусе тапера на свадьбах и банкетах.

Ќо в ближайшие дес€тилети€ нам придетс€ серьезно мен€ть свое отношение к созидател€м. ¬ том числе подн€ть их ценность в общественном сознании. ј еще научитьс€ коммерциализовать результаты их труда. Ёто отдельна€ проблема, ведь недостатка в иде€х и смелых решени€х в –оссии никогда не было, но мы традиционно не умеем обращать удачные идеи во что-то полезное, монетизируемое. Ёто цела€ система, которую нам предстоит освоить. » «манагеры» – суть управленцы – должны мен€ть свой менталитет под работу с созидател€ми, а не только с другими «манагерами» и лопухами-клиентами.

Ќо хочетс€ верить, что низша€ точка пройдена и мы движемс€ к ситуации, когда созидатель сможет сказать: «¬се в моих руках». » еще хочетс€ верить, что автор письма получит образование в „ехии, а потом вернетс€ обратно, в –оссию, ведь именно здесь так не хватает квалифицированных созидателей.