Работа

Соцсети вместо резюме

Социальные профили кандидата становятся еще одним важным пунктом при принятии решения рекрутером. Мнения самих работников на этот счет неоднозначны, однако за последние годы все больше людей создают в социальных сетях свой персональный бренд. Насколько оправдан такой подход и действительно ли соцсети могут рассказать о человеке больше, чем резюме, читайте в материале нашего сайта.

Покажи мне свой статус в соцсети, и я скажу, кто ты

Грамотное позиционирование в социальных сетях имеет значение не только для компаний и лидеров общественного мнения, но и для рядовых пользователей, отмечают эксперты.

«Например, при трудоустройстве на работу специалисты HR-отделов, наряду с обычным резюме, давно обращаются к данным соцсетей – мониторят странички, просматривают записи и фото, – говорит smm-продюсер Наталья Данилова. – Именно поэтому нужно разделять информацию, предназначенную для личного пользования, и публичную. Для этого почти во всех социальных сетях существуют настройки приватности. Раскройте свои сильные стороны в общедоступных постах и скройте фотоальбомы с бурных вечеринок от лишних глаз».

Социальные сети – это один из каналов, по которым человек транслирует свой образ и бренд в окружающий мир.

«Но личный бренд формируется и создается не в социальных сетях, не в СМИ, а внутри самого человека, – говорит учредитель центра персонального брендинга и деловой репутации в бизнесе «БиZSезон» Калина Яркина. – И только потом создается внешний образ. Вот этот внешний образ, если его создают целенаправленно и осознанно, должен соответствовать как раз тому позиционированию, которое выбирает для себя тот или иной специалист. Здесь имеет не последнее значение целевая аудитория, на которую ориентирован личный бренд: что приемлемо, что не приемлемо, каковы ожидания, предпочтения, одобрения и неодобрения у публики, что можно позволить, а что нельзя. Поэтому важное значение в социальных сетях имеет любая информация, отражающая личность человека: фото на аватарке, содержание постов, увлечения, активность автора в комментариях, качество и содержание комментариев, эмоциональность и так далее».

В одной из социальных сетей был проведен тестовый мини-эксперимент: как относится деловое сообщество к использованию мата на личных страницах в социальных сетях их же коллегами-бизнесменами.

«Из общей массы респондентов около 85% высказались однозначно отрицательно, – говорит Калина Яркина. – По их мнению, мат в любых его проявлениях абсолютно неприемлем в деловом общении, пусть даже это общение ведется посредством личной страницы в социальной сети. Оставшиеся 15% – редко положительные и нейтральные отзывы».

Безусловно, личные страницы в социальных сетях формируют определенный образ специалиста как личности. И, конечно, уже давно существует негласное правило «пробить» человека в Интернете, чтобы узнать, что он из себя представляет.

«Есть статистика от одной из крупных отечественных HR-компаний, в которой указано, что более 70% работодателей обязательно изучают информацию о соискателе в его социальных сетях, – говорит Калина Яркина. – Часть работодателей делает это до назначения собеседования, другие уже после собеседования. Но изучают! И называется это «изучить социальный портрет» потенциального сотрудника. Есть реальный пример срыва крупной сделки, причиной которого стало некорректное поведение одного из потенциальных партнеров в социальных сетях. Хотя, конечно, истинной причиной вполне могло быть что-то другое, но проведенный анализ личных страниц «виновного» показал, что, действительно, причин для негатива там предостаточно. Этот случай напрямую указывает на то, что социальные сети – каналы появления репутационных рисков, особенно для деловых людей. И нужно заранее знать, что такое «репутационные риски», что их может спровоцировать и как ими управлять».

Соцсети как путь к успеху

По мнению экспертов, тема личного брендинга должна стать актуальной для всех профессионалов и тех, кто только собирается ими стать.

«Культуру формирования личного бренда необходимо вводить со школьной скамьи, а то и с детского сада, – говорит Калина Яркина. – Ведь гаджеты есть даже у малышей, и профили в социальных сетях им открывают чуть ли не с самого рождения. Интернет-биография – это навсегда. Цифровое портфолио, которое мы же сами себе и создаем, а наше окружение активно помогает, может оказать медвежью услугу, подорвав не только репутацию в Сети, но и навредив личной жизни. Вспомните, сколько уже было репутационных скандалов, например, в государственных структурах, когда назначают на высокие посты людей, а через некоторое время обнаруживаются в Сети их фотографии топлес в неприличных компаниях в неприличном виде. Это случаи, вызывающие общественный резонанс».

Репутация профессионала – в его собственных руках. И все, что транслируется во внешний мир через социальные сети, может как помочь в продвижении по служебной лестнице, так и погубить карьеру. Поэтому чем аккуратнее мы относимся к личному бренду, к формированию, поддержанию и укреплению своей репутации, тем успешнее мы как профессионалы, считают эксперты. Наш личный бренд притягивает к нам именно то сообщество единомышленников, клиентов, потребителей, которые мы сами выбираем.

«Взять, к примеру, относительное новое направление – SMM, – говорит PR-менеджер и блогер Василий Захаров. – Это работа с соцсетями, подготовка и размещение постов в Facebook. И это все сегодня – большой пласт пиар-активности любой уважающей себя компании средней руки. Люди, разбирающиеся в этом направлении, как правило, еще и лидеры мнений. Они проводят тренинги и семинары, пишут статьи и книги, регулярно публикуют какие-то кейсы. Одним словом, они – профи. Сама их бурная деятельность в информационном поле уже некоторым образом принуждает их к публичности. Поэтому профиль таких людей обычно открыт для связи, у них множество подписчиков, а саму страничку пользователя в соцсетях можно легко найти через простой поисковый запрос в Google».

Но есть и обратная сторона медали. Иногда лучше быть серой мышкой и нигде не «светиться». Обычно это случаи, когда вы ищете работу, далекую от рекламы или PR, в крупную компанию и на высокооплачиваемую должность. «Тут ваш профиль в соцсетях должен быть, как у Медведева, строгим и лаконичным, – говорит Василий Захаров. – Пару лет назад я устраивался на работу в одну крупную компанию. Так меня туда пару месяцев «брали». Выяснилось, что генеральный директор, решив поближе познакомиться с будущим подчиненным, начал шерстить соцсети на предмет моей в них активности. И, со слов HR, нашел там мою фотографию «чуть ли не в трусах». И фотографий-то у меня таких нет, и отдел кадров вроде как его убедил в том, что это не я, выслав директору мое официальное фото для сравнения. Однако осадок остался. Да, на работу меня взяли, но сработаться нам так и не удалось, и через год я сменил место деятельности. Поэтому с размещенной в соцсетях информацией нужно быть предельно аккуратным».

Не стоит забывать, что услугами SMM-продюсеров пользуются и топ-менеджеры корпораций. «Нет лучше площадки, чем «Одноклассники», чтобы рассказать о себе потенциальному избирателю. А Facebook – идеальный инструмент трансляции собственных экспертных мнений и комментирования внешней информационной повестки, – резюмирует Наталья Данилова. – Поэтому гигиена соцсетей – обязательный атрибут нашей повседневной жизни. Через аккаунты «ВКонтакте» или Instagram можно обзавестись армией поклонников или хейтеров. А из каких подписчиков будет состоять ваша френдлента, определят ваши посты и настройки приватности».

Фото: Фото пользователя Alex Boldin с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем